Система охлаждения шевроле нива

Система охлаждения Шевроле Нива

Знание принципов того, как работает система охлаждения Шевроле Нива поможет автолюбителю самостоятельно определить, найти и устранить неисправность, связанную с теплообменом в двигателе.

Система охлаждения Шевроле Нива. Устройство и составляющие.

Функционирование двигателя в нормальном температурном режиме обеспечивает комплекс узлов, входящих в состав системы охлаждения Шевроле Нива. Она представлена замкнутым типом магистрали с принудительной циркуляцией. Ключевыми элементами, обеспечивающими теплообмен, являются:

  1. Водяной насос;
  2. Радиатор;
  3. Термостат;
  4. Расширительный бачок;
  5. Вентиляторы.

Помпа Шевроле Нива работает на основе действия центробежной силы. Лопасти крыльчатки при ее вращении нагнетают охлаждающую жидкость, создавая разность давлений. Это является причиной движения тосола по магистрали.

Для эффективной работы теплообменника необходим своеобразный ключ, который способен открывать и закрывать большой круг обращения ОЖ, включающий в себя радиатор, как составной элемент. Таким ключом является термостат. По определению он обеспечивает состояние теплового равновесия в любой гипотетической системе. Термостат шевроле нива имеет заводские настройки, позволяющие ему открываться при температуре 78 o – 80 o .

Радиатор Шевроле Нива состоит из двух бачков, соединенных горизонтальными алюминиевыми каналами. В один бачок охлаждающая жидкость поступает, а из другого выходит, тем самым для теплоотдачи задействуется вся площадь радиатора.

При нагревании ОЖ она начинает расширяться. Чтобы избежать избыточного давления предусмотрено частичное ее перетекание в расширительный бачок. Системы охлаждения, применяемые на более старых автомобилях, имели открытый тип магистрали. Это означает, что давление жидкости внутри годроканала равно атмосферному. Расширительный бачок шевроле нива оснащен крышкой с перепускным клапаном, которая позволяет повысить давление в магистрали. Переход на закрытый тип охлаждения позволил повысить температуру кипения ОЖ, а также избежать ее потерь за счет вытекания из бачка.

Вентиляторы сонаправленного типа обеспечивают обдув теплообменника в двух режимах:

  • При температуре 98 o включается первый вентилятор;
  • При значении 102 градуса – второй.

Принцип работы системы теплообмена

Тепло отводится только через радиатор печки, тем самым обеспечивая нагрев воздуха в салоне при непрогретом двигателе. После того, как температура ОЖ достигла 78 градусов, термостат начинает открываться, задействовав большой круг. При значении параметра 90 градусов наступает тепловое равновесие. Если теплообмена между радиатором и окружающей средой недостаточно, то жидкость продолжает нагреваться. Соответствующий сигнал с датчика температуры поступает в ЭБУ, откуда управляющий импульс передается контроллеру вентилятора. Одновременная работа двух вентиляторов не выходит за пределы нормы, особенно при нагрузках, но служит сигналом для проверки уровня ОЖ и герметичности всех соединений.

В случае, если вам понадобится информация о ремонте или замене какого-либо компонента системы, то вам сюда.

Структура и основные компоненты системы

Для того чтобы было хорошее понимание работы системы, достаточно увидеть перед собой ее структуру и составные части. Уже только исходя из схематического рисунка можно составить картину работы и увидеть слабые места. Не исключение и система охлаждения. «Нива Шевроле» представлена замкнутой, принудительно циркулируемой структурой.

Как видно из рисунка, в составе системы присутствуют такие важные компоненты:

  • радиатор;
  • вентиляторы охлаждения;
  • термостат;
  • патрубки охлаждения и печки;
  • насос вентилятора;
  • расширительный бачок;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости.

Без правильной работы любого из этих элементов будет неэффективна вся система охлаждения двигателя. «Шевроле Нива» фактически зависит от этих компонентов.

Реле включения вентиляторов

В дополнительном блоке установлены не только предохранители. Там же расположены три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления запитаны от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а силовой ток поступает от АКБ через предохранители.

Срабатывает реле следующим образом:

  1. На управляющие выводы подается напряжение.
  2. Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.
  3. Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
  4. Ток, проходящий через реле, приводит в действие электродвигатель.

Как только управляющее напряжение исчезает, контакты размыкаются под воздействием пружины и вентилятор останавливается.

Проверить работоспособность реле можно тремя способами:

  • Замена реле на заведомо рабочее и протестировать работу системы.
  • На заглушенном двигателе при включенном зажигании отключить разъем датчика температуры. Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
  • Демонтировать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подавая напряжение выводы индукционной катушки.

Проверка и снятие вентиляторов

Чтобы понять, работают ли они или нет, вам необходимо отсоединить разъем от своих двигателей и подключить лампу к проводам, через которые подключено напряжение, так же как и к датчику, если обе лампы загораются, проблема связана с вентиляторами ,

Чтобы удалить их, вам необходимо сделать следующее:

Отсоедините все провода
Снимите верхнее сопло
Снять бампер
Если есть кондиционер, согните трубки (делайте это осторожно, так как они могут лопнуть) или слейте фреон (выливать обратно не стоит дешево), затем снимите радиатор кондиционера.
На корпусе радиатора ослабить гайки
Наклоняем радиатор таким образом, чтобы можно было снять вентилятор
Отвинчиваем болты, которые прикрепляют блок и извлекают его

После удаления рекомендуется заменить оба на новые, так как есть вероятность, что пройдет немного времени, а второй элемент не удастся, и все работы по замене необходимо будет повторить. Вы можете выполнить эту процедуру снизу, но вам понадобится специальное оборудование, и вам нужно будет переместить двигатель на десять сантиметров назад, что очень трудоемок.

Для подержания оптимальной температуры в двигателе в автомобиле установлена система охлаждение. Одним из главных элементов в этой системе являются вентиляторы, благодаря которым через радиаторную сердцевину в двигатель происходит подача нужного количества воздуха. Если перестает работать, вентилятор охлаждения Нива Шевроле перегревается, так как начинает собираться лишнее тепло. В отличие от классических автомобилей в нем установлено два вентилятора, за счет чего функционирование систем в ней происходят намного сложнее. Если стрелка, которая показывает температуру, находится в красной области, и система охлаждения отказывается работать, вместе с тем не включается вентилятор охлаждения, то автомобиль нужно как можно быстрей доставить в автосервис, либо попробовать самостоятельно найти причину неисправности.

Симптомы завоздушивания

Как понять, что в системе охлаждения появилась воздушная пробка? При возникновении этого явления, возникает несколько типовых симптомов. Среди них:

  • Проблемы в работе термостата. А конкретнее, если после запуска двигателя вентилятор охлаждения включается очень быстро, то велика вероятность того, что термостат вышел из строя. Другая причина этого, может заключаться в том, что в патрубке насоса скопился воздух. В случае, если клапан термостата будет закрыт, то антифриз циркулирует по малому кругу. Возможна и другая ситуация, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости находится в «нолях», когда двигатель уже достаточно нагрелся. Тут снова возможны два варианта — неисправность термостата, или наличие в нем воздушной пробки.
  • Утечка антифриза. Ее можно проверить визуально по следам тосола на отдельных элементах двигателя или ходовой части машины.
  • Помпа начинает шуметь. При ее частичном выходе из строя появляется посторонний шум.
  • Проблемы в работе печки. Причин неисправностей этому существует много, однако одной из, как раз и является образование воздушной пробки в системе охлаждения.

Если вы обнаружили хотя бы один из описанных выше признаков, то необходимо провести диагностику системы охлаждения. Однако перед этим будет полезно разобраться, что стало причиной возможных проблем.

Система управления

Электроника в автомобиле главенствует над элементами любой системы, не является исключением и система охлаждения. «Нива Шевроле» имеет управление контуром циркуляции антифриза, основанное на работе контроллера, данные на который поступают с датчика температуры, и блока управления. На радиаторе охлаждения закрепляется кожух с двумя спаренными вентиляторами. В народе их называют «карлсонами». Информация о превышении температуры тосола поступает с датчика температуры, который устанавливается в блоке двигателя. А уже управление осуществляется непосредственно ЭБУ (электронным блоком управления).

При определённом, заданном программно превышении температуры включается сначала один правый вентилятор, а затем — оба и в усиленном режиме. Для разных прошивок блока управления первый вентилятор включается с 98°С, а сразу оба — со 100°С или 102°С. Усиленный режим работы выключается после падения температуры до 93°С. Есть варианты, когда срабатывают только два вентилятора одновременно, что не всегда удобно. Этот нюанс – один из слабых звеньев системы охлаждения. Иногда достаточно перепрошить ЭБУ для достижения оптимального режима работы вентиляторов, и всё налаживается.

Датчик включения

Блок управления получает информацию о температуре антифриза с термодатчика. Он представляет собой резистор, сопротивление которого меняется с изменением при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Проверить его работоспособность можно при помощи омметра и термометра. Для этого необходимо снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разной температуре.

Датчик расположен на головке двигателя в районе выпускной магистрали системы охлаждения. Открутить его можно торцовым или накидным ключом.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где расположен и как проверить датчик:

Нива Шевроле — система охлаждения двигателя — схема, устройство


В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя. Устройство и принцип работы

Обычно используются два типа охлаждения: Когда двигатель не прогрет, клапан термостата закрыт и циркуляция происходит по малому кругу: Жидкость с температурой кипения градусов находится внутри гофрированного цилиндра и при непрогретом двигателе циркулирует по малому кругу.

Без правильной работы любого из этих элементов будет неэффективна вся система охлаждения двигателя. «Шевроле Нива»…

После остановки двигателя жидкость охлаждается, пар конденсируется и в системе охлаждения создается разрежение. Отсоединяем колодку жгута проводов системы управления двигателем от колодки проводов дополнительного резистора. Циркуляция жидкости в каждом из контуров регулируется отдельным термостатом.

Серьезное загрязнение внешней поверхности радиатора. Система охлаждения Нива Шевроле использует закрытый тип с принудительной циркуляцией. В период пуска двигателя для уменьшения износа необходимо быстрее прогреть его до рабочей температуры и при дальнейшей эксплуатации поддерживать эту температуру.

Ведь эта модель эксплуатируется с года. Следуя рекомендациям, возможно избежать практически всех проблем, связанных с перегревом двигателя. Расширительный бачок Казалось бы, в чем может быть проблема? Простое изделие из пластмассы, а стоит на первом месте в списке слабых мест. Дело в том, что качество материала для емкости оставляет желать лучшего. По поводу треснувшего бачка исписаны многие страницы форумов.

Назначение и принцип действия

Он просто не выдерживает рабочего давления системы. Из наиболее популярных решений этой проблемы существуют два. Самый простой вариант в том, чтобы убавить рабочее давление.

Да, двигатель будет набирать рабочую температуру медленнее, чем запланировано конструкторами. Как показывает практика, задержка в несколько минуток не критична, а целый расширительный бачок — награда за такое решение.

При этом нет никаких материальных затрат — шилом протыкается пробка либо не закручивается до конца. В случае закипания жидкости в системе охлаждения давление пара в радиаторе возрастает. При превышении определенного значения открывается паровой клапан и пар выходит через пароотводную трубку.

После остановки двигателя жидкость охлаждается, пар конденсируется и в системе охлаждения создается разрежение. При этом возникает опасность сдавливания трубок радиатора.

Для предотвращения этого явления служит воздушный клапан, который, открываясь, пропускает внутрь радиатора воздух.

В некоторых радиаторах нет заливной горловины, и заполнение системы охлаждающей жидкостью осуществляется через расширительный бачок. В этом случае паровой и воздушный клапаны располагаются в его пробке.

Советы для автомобилистов

Выгодный тепловой режим двигателя внедорожника Шевроле Нива поддерживает система охлаждения, в которой немало важную роль играют два исправных вентилятора, обеспечивающих требуемый поток воздуха через сердцевину радиатора. В случае выхода из строя вентиляторов, система охлаждения не справляется с отводом лишнего тепла от двигателя, и он начинает перегреваться. В связи с тем, что число вентиляторов на автомобиле Шевроле Нива увеличено вдвое, электрическая схема их включения стала сложнее, чем на обычных легковых автомобилях.

Если стрелка указателя температуры находится вблизи красной части его шкалы, а вентиляторы системы не включаются, то придётся остановиться и начинать поиск этой неисправности. Для этого понадобится снять крышку дополнительного монтажного блока, находящуюся под передней панелью (ниже бардачка) в районе расположения ног переднего пассажира. Предохранителей, защищающих электрические цепи электродвигателей вентиляторов, два. При перегорании предохранителя защищающего цепь правого электродвигателя не будут включаться оба вентилятора, а при перегорании второго не будет включаться только левый вентилятор.

Причины неисправности

Первое на что следует обратить внимание при неработающей системе, на то, в каком состояние находятся предохранители, которые расположены под передней панелью, со стороны пассажира,  в специальном монтажном блоке.  За работу охлаждения  отвечает пара предохранителей,  если выходит из строя правый, то оба вентилятора перестают работать, а если левый предохранитель перегорает, то один элемент может продолжать свою работу

Помимо этого в монтажном блоке имеется три реле, которые отвечают, за работу вентиляторов на разных скоростях. И если, реле отвечающая за работу на малых скоростях перегорает, то система охлаждения правильно работает только на большой скорости, а на малой скорости  двигатель начинает греться.  Питание на реле подается через специальный предохранитель, который так же может выйти из строя, что спровоцирует выход из строя системы.

Выход из строя температурных датчиков также влияет на правильную работу охлаждения. Они располагаются на двигателе.  Срабатывают они  тогда, когда достигается нужная температура, один при достижении 90 градусов, а второй при достижении 101 градуса. Проверку рекомендуется начинать проводить именно с них, делается это так, отсоединяется разъем от электродвигателя, и питание на них подается напрямую через АКБ,  если  электродвигатель работает, то причина в датчиках.

Если после проверки все, предохранители, реле и датчик в порядки, следует обратить внимание на вентиляторы

Классификация систем охлаждения

Системы охлаждения бывают жидкостными и воздушными; последние практически не встречаются в современных автомобилях. Жидкостные, в свою очередь, бывают открытого и закрытого типа. Открытые сообщаются с окружающей средой через трубку отвода пара, а закрытые изолированы от окружающей среды, поэтому давление и температура закипания жидкости в них выше (до 110-120 градусов). Различаются жидкостные системы и по способу циркуляции: Принудительные. Жидкость приводится в движение расположенным на двигателе насосом. Термосифонные. Здесь циркуляция жидкости вызвана разницей плотности нагретой деталями жидкости и жидкости, охлажденной в радиаторе. Комбинированные. Блоки цилиндров охлаждаются по термосфильному принципу, а самые горячие детали – принудительно.

Водяной насос от «Нивы Шевроле»

Что может быть проще: помпа и система охлаждения. «Шевроле Нива» гарантирует грамотную работу при наличии качественных комплектующих. Но вот как раз водяной насос здесь и является слабым звеном. Встречаются случаи, когда эта деталь превращается буквально в расходник и меняется так же часто, как фильтры.

Причин выхода из строя помпы может быть несколько. Чаще всего это маленький ресурс и некачественная сборка. Благо сейчас большой выбор производителей, и можно выбрать для себя наиболее долговечную деталь.

Самостоятельная замена помпы не представляет особых сложностей. Но, как и в любой работе, здесь есть нюансы

Особое внимание следует уделить необходимым зазорам при установке, чтобы приводной ремень был в одной плоскости со всеми точками крепления

Горловина и расширительный бачок

Заливная горловина и патрубок для присоединения шланга впаяны в верхний бачок, а в нижний – патрубок отводящего шланга. Изоляция системы охлаждения обеспечивается пробкой, которая закрывает горловину. Она состоит из корпуса, запорной пружины и двух клапанов – выпускного и впускного. Если ОЖ закипает, то возрастает давление пара, и при превышении определенного значения паровой (выпускной) клапан открывается, выводя пар через трубку. Воздушный клапан служит для предотвращения сдавливания трубок радиатора – такая опасность возникает, когда в результате конденсации пара создается разрежение. Тогда клапан пропускает воздух внутрь радиатора. Расширительный бачок служит для того, чтобы компенсировать колебания объема ОЖ, которые возникают из-за изменения температуры в системе. Кроме того, через такой бачок осуществляется заполнение системы ОЖ в тех радиаторах, где не предусмотрена заливная горловина – тогда клапаны расположены в пробке бачка. Уровень жидкости контролируется при помощи нанесенных на бачок меток.

Антифриз.

Это основной компонент в охлаждающей системе автомобиля. В начале производства техники использовалась вода, но ее применение имело ряд недостатков – низкая температура кипения, образование коррозии на конструктивных элементах двигателя и низкая температура замерзания. В настоящее время используются растворы на основе этиленгликоля. Преимуществом данных жидкостей является их безопасность при попадании на кожу, или в окружающую среду. Чтобы избавиться от коррозийных качеств в состав добавляют различные присадки. Если температура окружающей среды опускается ниже нуля, то такой раствор становиться рыхлым, но при этом не расширяется и не разрушает детали системы охлаждения.

Основные элементы системы и чем хороши силиконовые патрубки

Детали системы представлены на схеме выше, к ним относятся:

  • радиатор воздушного охлаждения (арт. 2123-1301012);
  • кожух с вентиляторами (арт. 2123-1300025-01);
  • датчик температуры (арт. 2101-3808600-02 и 2112-3851010);
  • водяной насос (арт. 2123-1307010);
  • термостат (арт. 2123-1306010);
  • помпа (арт. 21230-1307011-82).

Все элементы системы охлаждения соединяются между собой за счет различных шлангов и патрубков, которые в большинстве случаев изготовлены из резины или аналогичных по свойствам полимеров.

В качестве разумной альтернативы резиновым шлангам все чаще автолюбители отдают предпочтение силиконовым аналогам, которые стоять существенно дороже. Главная причина этого заключается в том, что силикон не «дубеет» на морозе и не растрескивается. Это позволяет избежать вытекания охлаждающей жидкости из системы, что в значительной мере влияет на эффективность ее работы.Комплектность патрубков системы охлаждения Chevrolet Niva:

  • Верхний шланг радиатора -1 шт;
  • Нижний шланг радиатора — 1 шт;
  • Патрубок термостата и водяного насоса 1 шт;
  • Шланг подводящий радиатора отопителя;
  • Шланг отводящий радиатора отопителя.

Прочность самого силикона во многом зависит от толщины стенок трубки, а также наличия специального армирования. Детали из этого материала, изготовленные именно для систем охлаждения, зачастую характеризуются двойным армированием, что делает их конструкцию куда более прочной и долговечной.

Если же верить отзывам самих владельцев Шнивы, то все дополнительные затраты по замене резиновых на силиконовые патрубки охлаждения полностью себя оправдывают. Это особенно актуально, если автомобиль эксплуатируется в суровых северных условиях.

Следует также отметить, что в большинстве случаев места соединения обжимаются пружинными хомутами и лишь в редких случаях используются винтовые. Еще одним несомненным достоинством силикона служит тот факт, что он хорошо противостоит воздействию бензина, не изменяя своих физических свойств.

Принцип циркуляции жидкости в системе ВАЗ-2123

Циркуляция тосола или антифриза в системе охлаждения Шеви Нива происходит по двум кругам — малом и большом. В первом случае жидкость движется, минуя радиатор, поскольку не нуждается в дополнительном охлаждении и ей достаточно температуры наружного воздуха, чтобы эффективно поглощать тепло от двигателя. Допуск уровня нагрева жидкости в таком случае составляет порядка 78 градусов по Цельсию.

Нормативный уровень давления составляет 1-1,2 атмосферы, а при нагреве жидкости его переизбыток «стравливается» через специальный клапан. Расположен он на расширительном бачке, который можно дополнительно отрегулировать.

Если же происходит нагрев свыше 80 градусов, циркуляция жидкости начинается по большому кругу с привлечением к охлаждению радиатора. Регулирует направление движения жидкости по одному из кругов термостат, который реагирует на повышение температуры жидкости в системе, открываясь и закрываясь в случае необходимости. При этом циркуляция обеспечивается водяным насосом, который приводится в движение от коленвала через специальный поликлиновый ремень.

Охлаждение головки и блока цилиндров происходит за счет специальной «рубашки» с охлаждающей жидкостью, которая забирает тепло и затем поступает в радиатор, в котором происходит понижение ее температуры. Чтобы обеспечить полную герметичность системы и предотвратить вытекание жидкости, предусмотрены прокладка и сальник. Первый обеспечивают герметичность со стороны блока цилиндров, а второй предотвращает течь в месте входа вала в корпус насоса.

Когда жидкость циркулирует по большому кругу, охлаждение ее происходит за счет сот радиатора, которые обдуваются потоком воздуха. В большинстве случаев этого вполне достаточно для обеспечения необходимой теплоотдачи. Тем не менее, в жаркое время года или в пробках с низкой скоростью движения температура антифриза существенно возрастает, вплоть до полного закипания жидкости.

В таком случае нагрев регулируется за счет принудительного включения вентиляторов, которые крепятся к корпусу радиатора снаружи. Заводская конструкция предусматривает наличие сразу двух таких элементов, которые активируются независимо друг от друга. Первый — при нагреве жидкости до 98 градусов, второй — до 102.

Эффективность работы вентиляторов гарантирована лишь в том случае, когда исправно работает датчик температуры внутри радиатора, показания которого и служат поводом для запуска активной системы воздушного охлаждения. При этом нормальной рабочей температурой жидкости считается показатель от 80 до 95 градусов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ас ремонта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: