Основные неисправности и почему не крутит стартер?
Неисправности стартера «Ока», как и силовых электродвигателей авто, делятся на две категории – механические и электрические. К первой относятся:
- Износ опорных втулок якоря;
- Повреждение зубьев шестерни;
- Заклинивание якоря втягивающего реле;
- Выработка шлицов вала якоря;
Самой распространенной из механических неисправностей является износ опорных втулок, который впоследствии стает причиной иных поломок. Из-за значительного износа втулок, нарушается положение якоря, а соответственно и бендикса. В результате шестерне сложнее войти в зацепление, повышается скорость износа зубьев, возможно их крошение.
К электрическим неисправностям относятся:
- Обрыв обмоток статора, якоря, втягивающего реле;
- Сильная выработка пластин коллектора;
- Критический износ щеток;
- Замыкание обмоток;
- Подгорание «пятаков» силовых контактов;
К этой категории поломок также можно добавить проблемы с цепями питания электродвигателя и реле.
Неисправности стартера «Ока» проявляются по-разному:
- Стартер не включается, никаких дополнительных звуков нет;
- Слышно срабатывание втягивающего реле, но электродвигатель не крутит;
- Стартер вращается, но набирает обороты;
- Слышны сторонние звуки при включении (хруст, скрежет);
При таких признаках следует проводить ремонт узла.
Выявляем и устраняем
Для выявления причины, по которой двигатель не заводится, нужно выполнить определенную последовательность действий, которая зависит от конструкции самого двигателя и вида используемого топлива. В большинстве случаев для проверки и устранения неисправностей понадобятся помощник и набор инструментов.
Карбюратор
Первым шагом к обнаружению проблемы станет проверка системы зажигания. Для того, чтобы проверить исправность катушки зажигания, нужно:
- отсоединить центральный провод и поднести его к любой металлической поверхности двигателя на 5-7 мм;
- провернуть стартер.
Если искра отсутствует, проблема в катушке. В случае, когда искра есть, проверяют искрообразование на каждой из свеч. Для этого поочередно отсоединяют высоковольтный провод, ведущий к каждой катушке, и подносят его у металлической детали мотора.
Исправность топливного насоса можно проверить, сняв крышку воздушного фильтра и потянув за тягу акселератора. Если в поплавковую камеру поступает бензин во время полного раскрытия дроссельной заслонки — насос исправен. При непоступлении топлива нужно проверить:
- чистоту сеточки отстойника карбюратора;
- работоспособность топливного фильтра.
Убедившись, что бензин находится в поплавковой камере, необходимо снова попытаться запустить двигатель.
Инжектор
Если при повороте ключа из-под заднего сиденья не слышно тихого жужжания — значит, не работает топливный насос. Единственный выход — замена детали самостоятельно или на СТО. Двигатель может не запуститься из-за отсутствия давления бензина в топливной рампе: проверка осуществляется путем нажатия на клапан, расположенный под колпачком. Клапан находится на другой стороне рампы относительно той, куда подается топливо. Если бензин не пошел, нужно проверить:
- топливный фильтр;
- редукционный клапан;
- сетка заборника.
При попытке завести мотор в холодное время топливом может залить свечи. В некоторых случаях помогает процедура «сушки»: от свечей отсоединяют высоковольтные провода и некоторое время вращают стартер.
Дизель
Основная причина незапуска дизельного двигателя, особенно в зимний сезон — неисправность свечей накаливания. Для выявления неисправных деталей используют отрезки толстых проводов и аккумулятор: если свеча после присоединения к источнику питания не нагревается докрасна — ее нужно менять.
Двигатель не желает запускаться также при попадании воздуха в топливный насос высокого давления (ТНВД). Если двигатель оснащен «грушей» для ручной прокачки топлива — включите зажигание для того, чтобы клапан глушения занял положение «открыто», после чего прокачивайте топливо, пока из «обратки» форсунок перестанет выходить воздух и не пойдет солярка. Если авто не оборудовано ручным приводом подкачки, а насос низкого давления имеет электропривод, достаточно включить зажигание на минуту-две.
Другие возможные причины
Среди других возможных причин следует выделить в первую очередь вероятность того, что может быть истощен аккумулятор. В таком случае энергии источника питания будет попросту не хватать для проворачивания маховика через стартер.
Еще одна вероятная причина того, что стартер щелкает, но не схватывает – окисление клемм и контактов. В случае обнаружения подобной проблемы их следует тщательно почистить.
Нельзя исключать и так называемый “человеческий” фактор. К примеру, сдавая назад, можно въехать в сугроб, что приведет к забиванию выхлопной трубы. Кроме этого, причиной может оказаться банальная блокировка бензонасоса вследствие включенной сигнализации.
Когда можно переставить стартер с одного автомобиля на другой?
Если завод-изготовитель стартеров перешел на выпуск редукторных моделей, то стартеры прямого хода могут быть заменены на редукторные, и наоборот. В этом случаем есть возможность подобрать даже несколько вариантов замены для европейских иномарок. Можно считать аналогами истартеры различных производителей, которые устанавливаются на одну и ту же модель машины.
Сегодня очень велико разнообразие выпускаемыхстартеров, и они существенно отличаются, даже будучи внешне похожими. Так, различаются они выносом бендикса, посадочными размерами, количеством зубьев у шестеренок, размерами зубьев и так далее.
Как завести двигатель при наличии проблемы со стартером и втягивающим реле?
При неработающем стартерном механизме у автовладельца есть возможность запуска силового агрегата. Существует несколько способов завести мотор.
Замкнуть стартер напрямую
Пример запуска рассмотрен на автомобиле ВАЗ 2110:
Рычаг трансмиссии в салоне устанавливается в положение нейтральной скорости. Поднимается рычаг стояночного тормоза.
Выполняется активация системы зажигания посредством проворачивания ключа в выключателе. Открывается моторный отсек автомобиля, следующие действия выполняются под капотом.
Производится демонтаж воздушного фильтрующего устройства. Он убирается в сторону, чтобы водитель смог получить доступ к контактным элементам стартерного узла.
Отключается фишка, которая идет к контактной составляющей.
С помощью любого металлического изделия, к примеру, отвертки производится замыкание контактных компонентов клемм стартерного узла. Можно воспользоваться куском кабеля.
После замыкания контактов стартерный механизм должен начать прокручиваться, что приведет к запуску двигателя
При выполнении этой задачи важно, чтобы аккумуляторная батарея была заряжена.
После выполнения действия фишка ставится на место, обратно монтируется и фильтрующее устройство. Такие шаги позволят в дальнейшем завести силовой агрегат. Но поскольку проблема осталась, ее все равно придется решать.
Сергей Цапюк подробно рассказал о процедуре запуска силового агрегата посредством прямого замыкания стартерного узла.
Раскрутка колес
Реализация этого метода возможна только на переднеприводных машинах, оборудованных механической трансмиссией:
- Автомобиль устанавливается на домкрат, одно из передних колес должно быть вывешено.
- Подвешенное колесо выворачивается наружу до упора. Если это левое колесо, то оно проворачивается влево, правое, соответственно, вправо.
- На поверхность покрышки наматывается трос, использующийся для буксировки. При его отсутствии допускается применение крепкой веревки. Надо намотать 3-4 слоя, при этом не менее одного метра веревки или троса должны остаться свободными.
- Производится перевод рычага КПП в положение третьей скорости.
- Ключ в выключателе зажигания прокручивается.
- Затем надо сильно дернуть за конец веревки либо троса, это делается с целью раскручивания колеса. Не рекомендуется выполнять эту задачу, стоя на одном месте, следует сделать небольшой разбег.
- Если силовой агрегат автомобиля запустился, то производится активация нейтральной скорости. Для этого необязательно выжимать педаль сцепления. Надо подождать, пока колесо автомобиля остановится.
- Затем домкрат ослабляется и колесо спускается на поверхность земли.
С «толкача»
Реализация «дедовского» метода с «толкача» выполняется так:
- Для выполнения задачи понадобится помощник. Можно действовать самому, если автомобиль находится на спуске.
- Опускается ручка стояночного тормоза.
- Ключ проворачивается в режим зажигания, селектор трансмиссии устанавливается в положение третьей передачи.
- Затем автомобиль надо толкать. Если есть помощник, то водитель сидит в салоне и ждет, пока скорость движения не составит хотя бы 10-30 км/ч. Педаль сцепления на авто должна быть выжатой.
- После увеличения скорости педаль аккуратно опускается, одновременно водитель жмет на газ. Когда двигатель запустится можно включить нейтральную передачу и остановиться, чтобы подождать его прогрева.
Несколько слов о механических повреждениях
На фотографии видна передняя втулка стартера, которая подвергается механическому износу.
Это одна из самых распространённых причин поломок стартера. Именно передняя втулка чаще всего выходит из строя. Задняя втулка подвергается меньшим нагрузкам, поэтому реже требуется ремонт по причине её поломки. Явные признаки поломок слышны при включении стартера. Якорь будет задевать за башмаки, а это может привести не только к торможению его вращения, но и закорачиванию его обмоток на массу. Такая поломка практически всегда не позволяет завести автомобиль.
Часто происходят поломки обгонной муфты стартера.
На фото виден бендикс с отломанной приводной шестерней
Провести его ремонт самостоятельно сложно, поэтому его меняют новым изделием. Иногда происходит проскальзывание обгонной муфты бендикса при зацеплении его с маховиком. Запустить силовой агрегат становится невозможно. Слишком шумный запуск может быть из-за повреждений зубьев на маховике или у бендикса. Ремонт маховика возможен, венец маховика переустанавливают, эксплуатация продолжается.
Шестерёнчатый редуктор пусковых устройств, также может быть источником поломок изделия. Имеется довольно много фактов поломок, для устранения потребуется заменить весь механизм редуктора. При его разборке можно увидеть срыв направляющих шлицов, лопнувший вал редуктора, разваленные планетарки, звёздочки механизма редуктора.
Значительно продлить ресурс пускового устройства можно, необходима своевременная диагностика, требуется проведение обслуживания, контролировать состояние аккумуляторной батареи, подводящих проводов, подтягивать контакты втягивающего реле. Если водитель своевременно, качественно выполняет рекомендованные регламентом работы, автомобиль верой и правдой служит длительное время.
Почему стартер не крутит и не щелкает втягивающее реле?
На практике, большая часть неполадок и сбоев при работе стартера заключается в проблемах с электрической частью. Механические поломки встречаются реже. Проблемы с запуском силового агрегата транспортного средства, которые вызваны наличием неисправностей в электрике.
Если не удается завести автомобиль, необходимо проверить на работоспособность его аккумуляторную батарею, поскольку стартер запитан от нее. При недостаточном заряде источника питания, могут полностью отсутствовать характерные звуки работы системы запуска моторного агрегата. Измерить заряд АКБ можно при помощи вольтметра. Если он составляет менее 9В, необходимо подзарядить батарею, иначе дальнейшая потеря емкости может негативно отразится на ее работе. В случае отсутствия тестера, определить насколько заряжен аккумулятор можно по яркости фар, правда, для этого нужен определенный опыт. Если при включенном дальнем свете и поворотами ключа зажигания в замке, фары начинают светить слабее, значит, заряд АКБ значительно снизился. При возникновении подозрения в том, что заряженный аккумулятор не питает электросеть машины, необходимо зачистить его клеммы, чтобы удалить с них оксидную пленку, из-за которой ухудшается контакт.
Если стартер щелкает, но не может крутить коленвал двигателя, необходимо протестировать втягивающее реле. Помимо выхода из строя этой детали, могут возникать проблемы с кабелем питания. Для определения работоспособности реле, рекомендуется его прямое подключение к клеммам аккумуляторной батареи. Если при таком соединении тяговое работает, причину неполадки необходимо искать в системе питания (повреждение проводов, подгорание контактов реле, наличие неисправности в замке зажигания). После устранения неполадок пусковая система мотора будет функционировать исправно.
Недостаточный контакт либо его отсутствие приводит к потере тока в электрической сети автомобиля, из-за чего его потребители функционируют некорректно
Поэтому необходимо периодически уделять внимание всем сопряжениям в бортовой сети. Для нормального функционирования стартера необходим ток силой примерно 200А
При меньшей величине пускового тока срабатывает исключительно втягивающая обмотка реле. Однако силовой агрегат запуститься не может.
Причины просадки тока
Как правило, не умудрённый опытом автолюбитель, столкнувшись с затруднениями запуска двигателя, после недолгих раздумий и попыток «волшебными» словами привести всё в состояние «как было», отправляется в ближайший автосервис, где знающий специалист моментально ставит диагноз: стартер берёт на себя. Отлично! Теперь мы точно знаем, в чём дело, но вот вопросов от этого не убавилось и главный из них — почему он так себя ведёт? На самом деле, причин такого поведения может быть множество, обычно они следующие:
- недостаточно плотный контакт между проводкой и зажиганием;
- недостаточное сопротивление (может быть следствием замыкания на массу) или слишком высокое сопротивление коленвала, вследствие неправильного подбора масла или вкладышей;
- выработка втулок, замыкание на корпус, заклинивание подвижных частей;
- недостаточная смазка редуктора.
Будет полезно: Проверка гидрокомпенсатор двигателя duratec 1.6 л ford focus 1, пробег 300 тыс. км.
Даже абсолютно исправный стартер при возникновении на пути какой-либо преграды будет выполнять свою работу с увеличенными энергозатратами. Знание механизмов и принципов функционирования системы зажигания всегда подскажет вам, как понять, что стартер берёт на себя лишнего, так что не пренебрегайте теорией, хотя бы поверхностной.
Снятие и установка стартера ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008
- Руководства по ремонту
- ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008
- Снятие и установка стартера
Стартер снимают для ремонта или замены, а также при снятии коробки передач. Основные неисправности, при которых стартер следует снять для проверки и ремонта:
1. При включении стартера: |
– якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает;
– якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает;
– тяговое реле многократно срабатывает и отключается;
– якорь вращается, маховик двигателя не вращается.
2. Необычный шум стартера при вращении якоря. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Перед снятием стартера убедитесь, что указанные неисправности не вызваны иными причинами (разряд аккумуляторной батареи, окисление выводов, клемм, нарушение электрических соединений и т.п.). |
Вам потребуются: ключи «на 13» и «на 17», отвертка.
Стартер расположен под термостатом системы охлаждения, закреплен болтом и гайкой на картере сцепления.
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. |
2. Снимите защитный колпачок с верхнего контактного болта тягового реле стартера, отверните гайку верхнего контактного болта и… | 3. …снимите с него наконечники проводов. |
4. Снимите соединительную колодку 2 с вывода 1 тягового реле стартера. | 5. Отверните гайку и… |
6. …болт крепления стартера к картеру сцепления. Снимите стартер с автомобиля. | 7. Проверьте состояние зубчатого венца маховика (на зубьях венца не должно быть выкрашиваний и забоин) и втулки переднего конца вала якоря. Устанавливайте стартер в порядке, обратном снятию. |
↓ Комментарии ↓
ВАЗ-1111-11113 ОКА
Раздел 1.УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ
Общие сведения об автомобилях Паспортные данные автомобиля
Раздел 2.ДВИГАТЕЛЬ
Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения Полезные советы Замена охлаждающей жидкости Замена масла в двигателе и масляного фильтра Очистка системы вентиляции картера Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала Замена натяжного ролика Замена ремня привода распределительного вала Снятие, установка и дефектовка маховика Замена деталей уплотнения двигателя Головка блока цилиндров Регулировка зазоров в приводе клапанов Снятие и установка двигателя Ремонт двигателя Система смазки Система охлаждения Система выпуска отработавших газов Система питания
Раздел 3.ТРАНСМИССИЯ
Сцепление Коробка передач Приводы передних колес
Раздел 4.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Передняя подвеска Задняя подвеска
Раздел 5.РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле Рулевая колонка Рулевой механизм Рулевая трапеция
Раздел 6.ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Проверка и регулировка тормозной системы Замена тормозной жидкости Прокачка гидропривода тормозной системы Главный тормозной цилиндр Вакуумный усилитель тормозов Регулятор давления Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов Тормозные механизмы передних колес Тормозные механизмы задних колес Стояночный тормоз
Раздел 7.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Предохранители и реле Генератор Стартер Система зажигания Освещение,световая и звуковая сигнализация Стеклоочистители и омыватели Вентилятор системы охлаждения двигателя Комбинация приборов Выключатели и переключатели
Раздел 8.КУЗОВ
Возможные неисправности кузова, их причины и способы устранения Замена буферов Капот Боковая дверь Задняя дверь Зеркала заднего вида Сиденья Отопитель Уход за кузовом
Приложения
Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости Приложение 3. Основные данные для регулировок и контроля Приложение 4. Заправочные объемы, л Приложение 5. Сальники Приложение 6. Схема расположения подшипников качения Приложение 7. Схема электрооборудования автомобиля: 1 — боковой повторитель указателя поворота; 2 — передний указатель поворота; 3 — фара; 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 5 — звуковой сигнал; 6 — датчик включения электродвигателя ве
Как отремонтировать стартер своими руками
Расскажу, как перебрать и восстановить стартер на конкретном примере. Мне попался образец со следующей поломкой: стартер медленно крутит коленвал, даже при высоком заряде АКБ.
Демонтировав и разобрав устройство с подключёнными пусковыми проводами, при его запуске он вращается довольно уверенно. Через некоторое время устройство остановилось, и появился дымок.
Когда была снята задняя крышка стартера, из него посыпалась чёрная пыль. А это значит, что изношены щётки. После извлечения щёточного механизма, уберём корпус с магнитами и ротором.
Чтобы лучше рассмотреть причину неполадок, надо перебрать стартер, продуть все механизмы баллоном со сжатым воздухом и промыть их в бензине. После этих манипуляций становится ясно, что щётки практически износились, ослабли пружины, которые их прижимали, посинели из-за перегрева щёткодержатели, оплавились витки.
Как реанимировать и починить стартер в этом случае? Надо взять щёточный механизм (узел) и принести его в фирму по ремонту автомобильного электрооборудования. Попросите подобрать аналог. Приблизительно это вам обойдётся в 450-500 рублей. А если сравнить с ценой стартера (5000 руб. в среднем, всё зависит от марки), то получится довольно дёшево.
Затем как следует чистим ротор и осматриваем коллектор, который находится в постоянной связи со щётками. Оказывается, коллектор тоже изношен (на картинке отмечен стрелками), но он ещё кое-какое время сможет поработать без его проточки. Поэтому просто зачистим коллектор при помощи мелкой наждачки. Как правило, коллектор может спокойно отработать пару комплектов щёток. Но если коллектор выйдет из строя, то, скорей всего, придётся менять стартер целиком.
Идём дальше. Внимательно изучим бендикс (обгонную муфту). Попробуем покрутить его шестерню вручную. Он должен крутиться в одну сторону, а в другую – нет. Также бендикс должен легко двигаться по оси вала. В моём случае с ним всё в порядке. Если бы с обгонной муфтой появились проблемы, то её найти на рынке было бы тоже довольно тяжело. Чаще всего в бендиксе изнашиваются ролики и пружинки, из-за чего при обратном вращении шестерня не блокируется, а проскальзывает. В итоге стартер работает, а двигатель нет. В этом случае лучше всего заменить бендикс или устройство целиком.
Затем осматривает состояние самого редуктора. Убираем шестерёнки, потом промываем их бензином. Если всё без неисправностей, то на подшипники и шестерни наносим совсем немного ШРУСа или качественной смазки для подшипников.
Дополнительно осмотрим контакты втягивающего реле. Для его открытия понадобится паяльник. Надо отвернуть два винта и пропаять припой на двух контактах (указано стрелками).
Контакты оказались в полном порядке. Очистим их при помощи кусочка наждачки. Затем надо разогреть пистоны, которые проходят на крышке и резким движением хлопнуть крышкой по столу. Из пистонов выйдут лишние кусочки припоя, отверстия станут свободные. Затем крышку можно без проблем надеть на провода и запаять всё на место.
Сердечник втягивающего реле ни в коем случае нельзя ничем смазывать, потому что на морозе это спровоцирует его заклинивание. Для успокоения души можно слегка нанести моторное масла и вытереть всё насухо.
Затем собираем стартерное устройство в обратном порядке. Не забудьте нанести немного смазки на заднюю втулку ротора.
Некоторые спрашивают, как перемотать стартер? Если произошли неполадки с обмоткой устройства, то повторная обмотка не совсем эффективна. Здесь лучше заменить деталь или устройство целиком.
Перед установкой отремонтированного стартера на автомобиль следует сделать притирку щёток к коллектору. Для этого соедините стартер при помощи аккумуляторных проводов. Пусть он поработает пару минут с перерывами. Всё, готово, стартер можно ставить на мотор и радоваться уверенному пуску.
Видео: Как сделать стартер своими руками?
Автор показывает, как из сломанного стартера можно сделать НЕРЕАЛЬНО КРУТУЮ САМОДЕЛКУ своими руками. Это ударно-поворотная отвёртка. Сделай себе такой нужный инструмент!
Как устранить треск стартера
Способ устранения неисправности зависит от того, что выступает причиной. Если стартер не может нормально работать из-за разряженной аккумуляторной батареи, достаточно зарядить ее до необходимых параметров. Обычно зарядку ведут током 0.1С, где С – это емкость аккумулятора в ампер-часах. Вместе с тем, сильно разряженные источники тока и кальциевые батареи следует заряжать малыми токами (1-2 А) хотя бы до 25% заряда (этот параметр контролируют по плотности электролита). Щадящий режим отнимет больше времени, однако убережет аккумулятор от многих негативных моментов.
Обратите внимание! Нередко при разряженной аккумуляторной батарее владельцы авто пытаются запустить двигатель «с буксира». Заметим, что этот способ подходит лишь для простейших силовых агрегатов, но никак не для инжекторных двигателей
Запуск последних «с толкача» нередко приводит к сбою программного обеспечения электронного блока управления.
При этом ЭБУ начинает вести себя непредсказуемо – например, запрашивать разрешение на запуск у отключенного иммобилайзера. Ситуацию можно исправить только перепрошивкой «мозгов», а это, как вы сами понимаете, дополнительные и абсолютно неоправданные расходы.
В случае, когда треск втягивающего реле происходит из-за плохого контакта с «массой» автомобиля, достаточно всего лишь восстановить электрическое соединение. Чтобы избежать проблемы в дальнейшем, рекомендуется снять шину, которая соединяет двигатель с кузовом и зачистить контактные площадки наждачной бумагой. Предотвратить их окисление поможет тонкий слой технического вазелина или универсальной смазки VD-40.
Если источником неисправности признана удерживающая обмотка втягивающего реле стартера, то попытайтесь её отремонтировать. Если же это не представляется возможным, то принимают решение о замене втягивающего реле в сборе. Как видите, с поиском неисправности, из-за которой наблюдается треск стартера, сможет справиться даже начинающий водитель.
Демонтаж узла, разборка
Снятие стартера на «Ока» — операция не сложная благодаря сравнительно удобному расположению. Алгоритм работ такой:
- Снимаем с АКБ одну из клемм;
- Откручиваем гайки силовых контактов, чтобы снять со шпилек проводку (использовать следует 2 ключа – одним удерживать внутреннюю гайку, а вторым – откручивать внешнюю);
- Снимаем наконечники проводов;
- Откручиваем крепежи стартера (он фиксируется 1-м болтом и 1-й гайкой на шпильке);
- Извлекаем стартер;
Далее уже выполняется разборка и диагностика узла.
Сначала демонтируется корпус втягивающего реле, для чего нужно открутить две гайки. При демонтаже корпуса, якорь реле останется на месте, поскольку он проушиной зацеплен за вилку. При необходимости, извлекаем и якорь.
Для дальнейшей разборки снимаем с передней части вала якоря стопорное кольцо и вытаскиваем якорь. Остается только вытянуть ось вилки и извлечь ее вместе с бендиксом.
Что касается электрических неисправностей, то их можно выявить только путем прозвонки обмоток. Для такой проверки лучше обратиться к опытному электрику.
После ремонта стартер собирается в обратном порядке. Перед установкой на авто, узел желательно проверить. Для этого подключаем его напрямую к аккумулятору.
Как проводится замена втулок стартера ВАЗ-2109
Перед тем, как менять втулки на стартере, его нужно будет разобрать, но предварительно снимите клемму с АКБ. Затем необходимо отсоединить два провода от электромагнитного реле. Если для отключения тонкого (питающего катушку реле) достаточно его потянуть, для снятия проводника часто требуется ключ на 13, чтобы открутить крепежную гайку. Кроме того, тем же ключом на «13» открутите три гайки, которыми стартер прикручен к блоку сцепления.
Отсоедините провода на тыльной стороне реле
После снятия устройство необходимо разобрать, что позволит определить, кроется ли причина неисправности в изношенных втулках. Для этого сначала отключите соленоидное реле, открутив два болта отверткой. Теперь необходимо снять ротор с пластин бендикса. Ключом на «10» снимите заднюю крышку стартера, после чего откроется доступ к валу ротора. Предохранительное кольцо на нем необходимо снять с помощью плоской отвертки. На последнем этапе разборки осталось открутить гайки на двух шпильках, чтобы разъединились все три детали, составляющие корпус стартера. На этом процесс разборки завершен. Вы узнаете больше о том, как заменить втулки стартера без помощи мастера.
Замена задней втулки стартера
Если при внешнем осмотре выясняется, что одна или обе втулки изношены, их следует снять с посадочных мест и установить рабочие аналоги. Даже в тех случаях, когда только одна часть непригодна для дальнейшего использования, обычно меняют и переднюю, и заднюю. Сначала рассмотрим, как правильно заменить втулку, расположенную в задней крышке стартера ВАЗ-2109.
Технология разборки не сильно отличается от того, как производится замена задней втулки стартера на всех классических моделях, выпускаемых ВАЗом. Другими словами, вам просто нужно снять заднюю крышку и избавиться от старой детали и ее остатков. После этого запрессовывается новая втулка, что завершает работу. Правда, очень часто установленный образец слишком плотно прилегает к посадочному месту. В этом случае следует немного уменьшить его внешний диаметр – толкать с большим усилием нельзя, так как крышка может лопнуть. Затем отшлифуйте деталь наждачной бумагой. Не рекомендуется использовать смазку при установке, иначе втулка может повернуться и сломать седло.
Замена передней втулки стартера
Втулка переднего стартера принимает на себя большую часть нагрузки при запуске двигателя и поэтому изнашивается намного быстрее. Если стартер вашего автомобиля вышел из строя по той же причине и вас интересует, как заменить втулку стартера ВАЗ-2109, расположенную в его передней части, воспользуйтесь приведенной ниже информацией.
Аккумулятор
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше». Заряд АКБ может быть настолько низким, что батарея неспособна прокрутить стартерное устройство напрямую
Естественно, с механической поломкой пускателя это не связано, вся сложность кроется в самой батарее
Заряд АКБ может быть настолько низким, что батарея неспособна прокрутить стартерное устройство напрямую. Естественно, с механической поломкой пускателя это не связано, вся сложность кроется в самой батарее.
Чтобы не оказаться в ложной ситуации, перед проверкой пускателя, его разборкой, следует грамотно протестировать аккумуляторную батарею. Если она используется давно, то это лишний повод для тщательной проверки, ведь со временем кислота внутри испаряется, электролиты более не справляются со своими функциями.
Таким образом, если аккумуляторная батарея оказалась разряженной, ее следует подзарядить, а если она зарядку не держит – то заменить на новую.
Крайне важно следить за плотностью кислотных АКБ. Тестирование данного параметра – один из обязательных этапов хода обслуживания, подразумевающий также диагностику кислотного уровня и замер тока
Следует знать, что в классических батареях плотность показывается в г/см3.
Техсостояние АКБ легко установить, учитывая критерии плотности электролита. Так, если АКБ не держит заряд, то нужно протестировать качество и уровень кислоты в каждой из секций.
Проверка осуществляется специальным прибором при плюс 25 градусов по Цельсию. Если значения отличаются от стандартных, в показания вводятся правки, как это указано в таблице ниже.
Температура электролита при измере нии его плотности, по ◦С | Поправка к показанию ареометра, г/см3 |
---|---|
от -55 до -41 | -0.05 |
от -40 до -26 | -0.04 |
от -25 до -11 | -0.03 |
от -10 до 4 | -0.02 |
от 5 до 19 | -0.01 |
от 20 до 30 | |
от 31 до 45 | 0.01 |
от 46 до 60 | 0.02 |
В АКБ плотность должна выдерживаться вблизи оптимальных значений
Важно знать, что требуемые параметры соответственно обусловлены географической зоной, в которой АКБ эксплуатируется. С учетом совокупности всех правил по уходу и условиям эксплуатации, и должна быть установлена плотность АКБ
Подробнее об этом в таблице ниже.
Климатическая зона (со средней темп ературой в январе, ◦С) | Плотность электролита | |
---|---|---|
Заливаемого | В полностью заряженной батарее | |
Крайний Север (от -50 до -30) | 1.27 | 1.29 |
Северная зона (от -30 до -15) | 1.26 | 1.28 |
Центральная зона (от -15 до -4) | 1.24 | 1.26 |
Южная зона (от -15 до 4) | 1.22 | 1.24 |
Тропическая зона (от 4 до 6) | 1.2 | 1.22 |
Характеристика стартера на Оку
Для начала разберем основные функциональные особенности стартерных устройств. Начнем с конструкции и принципа действия.
Место расположения и предназначение
Стартерный узел представляет собой устройство, использующееся для преобразования электрической энергии в механическую, которая необходима для пуска мотора. В автомобилях Ока этот механизм находится под термостатом охладительной системы. Он зафиксирован с помощью винта и гайки на картере сцепления.
Устройство и принцип работы узла
В корпусе механизма находятся полюса обмотки возбуждения, которые зафиксированы специальными винтами. Три из этих обмотки являются последовательно подключенными, а одна — шунтовая. Вся конструкция закреплена двумя крышками корпуса, зафиксированными с помощью винтов. На задней крышке находится специальный щеточный механизм с четырьмя щетками.
В самом корпусе расположен якорь — это вал с установленным сердечником с обмоткой, ее концы выведены на пластины коллекторного устройства. Последний представляет собой деталь торцевого типа. На передней части якорного элемента выполнены шлицы, по ним осуществляется перемещение привода механизма, оснащенного, в свою очередь, внутренними шлицами. Непосредственно сам привод фиксируется на фалу при помощи специальной втулки, установленной сверху стопорного кольца, который, в свою очередь, находится на проточке вала.
На верхней части корпуса, в частности, крышке, установлено тяговое реле. Этот элемент конструктивно состоит из корпуса с обмоточными элементами, сердечника, а также крышки и возвратной пружинки. На самой крышке реле расположены винты, выполняющие также функцию силовых контактов элемента. Также здесь находится и контактная пластинка, предназначенная для замыкания силовых контактов.
Само реле оснащается двумя обмотками — втягивающей, а также удерживающей, а в его крышку выведен дополнительный контакт, использующийся для их питания. Напряжение на него передается с замка зажигания, когда водитель пытается запустить мотор.
Фотогалерея «Основные компоненты»
Что касается привода, или как его принято называть — бендикса, то этот элемент являет собой муфту свободного хода, причем на одном ее конце имеется приводная шестеренка. Устройство стартерного механизма по своей конструкции предусматривает наличие муфты, которая необходима для подачи крутящего момента в одном направлении от узла к силовому агрегату. Когда агрегат будет запущен, произойдет разъединение механизма от мотора. Предназначение реле заключается в подаче шестеренок приводного элемента в соединение с маховиком.
Вкратце о принципе функционирования:
- Водитель поворачивает ключ в положение Пуск.
- Реле механизма подает питание на обмоточные элементы, а затем на обмотки тягового реле.
- В результате происходит образование электромагнитного поля, способствующего втягиванию сердечника. Когда этот элемент втягивается, за ним тянется рычаг привода, предназначение которого, как сказано выше, заключается в зацеплении шестеренки устройства с маховиком.
- Когда сердечник полностью втянется, в результате перемещения пластины происходит замыкание контактов, что приводит к подаче напряжения на обмотки электромотора. В этот момент происходит также обесточивание обмотки.
- При заведении силового агрегата в работу вступает обгонная муфта, которая разрывает подачу крутящего момента от силового агрегата якорному элементу. Таким образом, он предотвращает повреждение последнего. Когда мотор будет заведен, ключ выйдет из режима Пуска, что приведет к размыканию контактов на реле. Сердечный элемент возвращается в исходное положение.
Какой узел подходит?
Многих автовладельцев интересует вопрос — от чего может подходить стартер на Оку? Поскольку штатные устройства не особо надежны и наши соотечественники часто сталкиваются с необходимостью проведения ремонта, приходится искать аналоги для установки. Самым оптимальным вариантом является механизм от Катэк для автомобиля ВАЗ 2110, именно он имеет идентичные крепления (автор видео — канал Expert R).