Многие автомобилисты стремятся к уверенности на дороге, особенно когда речь идет о сложных погодных условиях или поездках за пределы асфальта. Полный привод Volkswagen Tiguan как раз и призван обеспечить такую уверенность. Но как именно он устроен и что делает его таким эффективным? Давайте разберемся в деталях.
Что такое система 4MOTION?
Система 4MOTION – это название, которое Volkswagen дает своим полноприводным автомобилям. В случае с Tiguan речь идет о реализации так называемого подключаемого полного привода. Это значит, что большую часть времени автомобиль движется на переднем приводе, что экономит топливо. Однако, как только возникает необходимость, система автоматически подключает задние колеса, обеспечивая дополнительную тягу.
Как работает полный привод в Volkswagen Tiguan?
Сердцем полноприводной трансмиссии Tiguan является муфта Haldex Тигуан. Это электронно-управляемая многодисковая муфта, которая устанавливается перед задним дифференциалом. Именно она отвечает за распределение крутящего момента между передней и задней осями.
Принцип работы муфты Haldex
При нормальных условиях движения (например, по сухому асфальту) вся мощность двигателя передается на передние колеса. В этот момент муфта Haldex разомкнута, и задние колеса не получают крутящего момента. Это позволяет снизить расход топлива и износ трансмиссии.
Однако, как только электроника автомобиля фиксирует проскальзывание передних колес (например, на скользкой дороге, льду или при активном разгоне), система управления подключаемым полным приводом мгновенно дает команду на сжатие дисков в муфте Haldex. Это приводит к передаче части крутящего момента на заднюю ось. Процесс подключения занимает доли секунды, поэтому водитель практически не ощущает его.
Современные версии Haldex (в Tiguan обычно используются Haldex Gen 5) работают очень быстро и способны перераспределять до 100% крутящего момента на заднюю ось в экстремальных ситуациях, хотя в большинстве случаев он делится в соотношении 50:50 или даже 90:10 в пользу передней оси. Это обеспечивает отличную устойчивость и проходимость автомобиля.
Электронное управление и взаимодействие с другими системами
Работа системы 4MOTION неразрывно связана с другими системами автомобиля, такими как ABS, ESP (система электронной стабилизации) и ASR (антипробуксовочная система). Электронный блок управления полного привода постоянно анализирует данные от множества датчиков: скорости вращения колес, угла поворота руля, положения педали газа и т.д. На основе этих данных он принимает решение о необходимости подключения задней оси и степени сжатия муфты.
Например, при движении по бездорожью или при пробуксовке одного из колес, система может имитировать блокировку дифференциалов, подтормаживая буксующее колесо и перебрасывая крутящий момент на колеса с лучшим сцеплением.
Преимущества полного привода 4MOTION в Volkswagen Tiguan
- Повышенная проходимость: Благодаря возможности распределения крутящего момента между всеми четырьмя колесами, Volkswagen Tiguan с системой 4MOTION значительно увереннее чувствует себя на бездорожье, снегу, льду и гравии.
- Улучшенная устойчивость и управляемость: Полный привод обеспечивает лучшую управляемость и курсовую устойчивость, особенно на скользких дорогах и при динамичном прохождении поворотов. Это повышает безопасность движения.
- Уверенный старт: С полноприводной трансмиссией Tiguan легче трогается с места на скользкой поверхности и при движении в гору, минимизируя риск пробуксовки.
- Оптимальная тяга: Возможность перераспределения крутящего момента к колесам с наилучшим сцеплением обеспечивает максимальную тягу в любых условиях.
Недостатки системы 4MOTION
- Усложнение конструкции: Наличие дополнительных элементов трансмиссии (муфта Haldex, карданный вал, задний редуктор и полуоси) усложняет конструкцию автомобиля.
- Увеличение веса: Дополнительные компоненты приводят к увеличению снаряженной массы автомобиля, что может незначительно сказаться на динамике.
- Потенциальные затраты на обслуживание: Муфта Haldex Тигуан требует регулярного обслуживания, включая замену масла и фильтра, что влечет за собой дополнительные расходы.
- Повышенный расход топлива: Хотя система и является подключаемой, все же наличие полного привода немного увеличивает расход топлива по сравнению с аналогичной переднеприводной версией.
Обслуживание муфты Haldex в Volkswagen Tiguan
Для обеспечения долгой и бесперебойной работы муфты Haldex Тигуан крайне важно своевременно проходить ее обслуживание. Производитель рекомендует менять масло и фильтр муфты каждые 60 000 км пробега или раз в 3-4 года, в зависимости от того, что наступит раньше. В условиях тяжелой эксплуатации (частые поездки по бездорожью, буксировка прицепа, агрессивный стиль вождения) интервал обслуживания можно сократить.
Почему важно менять масло и фильтр?
Масло в муфте Haldex под воздействием высоких температур и нагрузок теряет свои свойства. Оно загрязняется продуктами износа фрикционных дисков, что может привести к снижению ее эффективности и даже выходу из строя. Фильтр же задерживает эти продукты износа, предотвращая их циркуляцию по системе и засорение клапанов и насоса муфты.
Несвоевременное обслуживание может привести к ряду проблем, включая рывки при подключении заднего привода, снижение тяги, появление ошибок в системе и, в конечном итоге, дорогостоящему ремонту или замене муфты.
Заключение
Полный привод Volkswagen Tiguan с системой 4MOTION – это надежное и эффективное решение, которое значительно повышает безопасность, комфорт и возможности автомобиля в различных дорожных условиях. Понимание принципов его работы и своевременное обслуживание ключевых элементов, таких как муфта Haldex Тигуан, позволяет в полной мере наслаждаться всеми преимуществами этого технологичного решения и обеспечивать автомобилю долгий срок службы.