Признаки неисправности системы охлаждения
Характерные признаки неисправной системы охлаждения | Возможные причины поломки |
Перегрев двигателя |
|
Переохлаждение двигателя |
|
Утечка охлаждающей жидкости наружу |
|
Утечка охлаждающей жидкости внутрь |
|
Внешних признаков поломки охлаждающей системы двигателя существует всего четыре. Так, к ним относится:
- перегрев двигателя в процессе его работы;
- переохлаждения двигателя (мотор слабо прогревается, например, на холоде);
- утечка охлаждающей жидкости наружу;
- утечка охлаждающей жидкости внутрь (в другие системы автомобиля).
Кроме этого о проблемах в системе охлаждения можно судить по сигнальной лампе на приборной панели (красный поплавок либо желтый расширительный бачок). Каждый автомобиль снабжен соответствующим индикатором, который активируется при закипании охлаждающей жидкости. Также при перегреве мотора значительно падает его мощность, снижаются динамические характеристики машины, а в самом худшем случае, когда уже закипел, из-под капота (из радиатора или бачка) может идти пар. Все это очень вредно для мотора, поскольку при перегреве он работает «на износ», что значительно сокращает срок его службы, и даже может полностью вывести двигатель из строя.
При внешних утечках охлаждающей жидкости на асфальте под машиной либо на отдельных деталях подкапотного пространства автовладелец может заметить соответствующие пятна. Антифриз имеет специфический сладкий запах, поэтому нередко утечку можно ощутить соответствующим образом. Если в антифриз добавить флуоресцирующий элемент, то утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако делать это нужно заранее, при заливании новой жидкости в систему.
Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз попал в моторное масло, то выхлопные газы автомобиля будут в виде белого дыма. Также при проверке состояния моторного масла в нем будут иметь место белая, похожая на сметану, масса. Это прямо указывает, что в масле имеется антифриз. Соответственно, нужно выполнять диагностические и ремонтные работы с полной заменой обеих жидкостей.
Как я диагностировал заклинивание термостата
Находясь в славном городе Донецк, я заметил, что температура двигателя растет, вентилятор основного радиатора не включается. Остановился, открыл капот. Рукой пощупал верхний шланг, идущий к радиатору. Он оказался еле теплым, что не соответствует действительности. Значит, через него нет циркуляции горячего тосола.
- Накрылась медным тазом помпа;
- Закрыт термостат.
Первый вариант я отбросил сразу. Ремень на месте, шкив помпы вращается при работе мотора. Шланги салонного отопителя горячие, значит, через них есть циркуляция.
Вывод однозначный – заклинил клапан термостата в закрытом положении.
Как быстро и просто проверить работу термостата, не снимая с автомобиля
Всем привет! Когда мотор работает, он обязательно нагревается. Чем холоднее ДВС, тем больше ему потребуется израсходовать топлива. Но и перегрев двигателя допускать нельзя, поскольку это чревато серьезными последствиями. Важный элемент в системе контроля температуры силового агрегата выступает термостат. Он может выходить из строя. Потому логично будет поговорить о том, как проверить работу термостата и определить неисправность узла.
Это должен знать каждый автомобилист, поскольку подобная неприятность может поджидать на любом повороте.
Ранее, рассказывая о причинах перегрева двигателя, одним из ключевых пунктов выступал именно термостат.
Сегодня более подробно расскажу про его функции, особенности работы, а также непосредственно обсудим вопрос самостоятельной проверки, не снимая его.
Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль
Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:
- Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;
- Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.
Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.
(433 голос., средний: 4,58 из 5)
Причины неисправности системы охлаждения
Существует много причин, которые приводят к частичному и даже полному выходу системы охлаждения из строя. В зависимости от того, какие именно узлы пострадали, выделяют следующие основные причины поломки:
- нарушение обслуживания системы охлаждения (в частности, автовладелец забывает периодически добавлять/менять антифриз или использует охлаждающую жидкость с неподходящими для автомобиля параметрами);
- использование некачественных деталей системы (патрубков, кранов, радиатор);
- использование плохой охлаждающей жидкости, что не соответствует требованиям;
- критический износ или полный выход из строя отдельных элементов системы охлаждения автомобиля;
- выполнения некачественного ремонта или обслуживания как двигателя в целом, так и его системы охлаждения в частности;
- значительное засорение охлаждающих поверхностей.
Однако перечисленные причины являются лишь обобщением проблем с упомянутой системой. Истинными же причинами является износе конкретных узлов.
СеАЗ Ока 2007, двигатель бензиновый 1.0 л., 53 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника
Toyota Nadia, 1999
Комментарии 9
Недавно столкнулась с такой проблемой. После замены помпы перестал срабатывать вентилятор. Поменяли предохранитель все заработало, но не надолго. Опять тосол чуть не закипел. На СТО весь табун мастеров развели руками. Уехала домой с этой проблемой и в придачу с горящим джекичаном. Накрутили мастера. Дома посмотрела интернет и решила поставит термодатчик с Chery Amulet номер детали А 113808030 . Это конечно не помогло. Электрик настоящий от Бога нашёл причину в поломанном реле, которое стоит за панелью предахранителей . Оно стояло 2 слева( кто-то полазил, потому что везде пишут, что оно 1 слева) . Все заработало! И что интересно, если раньше температура срабатывания вентиляторах была 88 из-за датчика температуры стала 68 . Наверное датчик неродной так повлиял . А электрик посоветовал поменять тосол на антифриз . Для инжекторных он больше подходит. Тосол быстрее нагревается, чем антифриз. Так что если кого — то напрягает высокая температура срабатывания вентилятора. Поменяйте датчик и залейте антифриз.
«Что я считаю высоким». А вы кто? Инженер-двигателист? У инжектора рабочая температура двигателя поддерживается выше, чем у карбюратора. Например, у инжекторной 2108 на 101-103 градусах срабатывание, а у ауди 100 и 200 вообще 110 градусов — и это на турбовых моторах, чувствительных к перегреву. Вот инженеры тупые наверное, у них моторы по краю ходят почти кипят. И система охлаждения зря наверное под давлением держится пробками с клапанами.
Может сразу термостат выкинуть и вентилятор на постоянку замкнуть, чтобы температура выше 70 не росла? Так максимально безопасно ведь, точно не закипит.
А скажи ка мне пожалуйста, что включается кнопкой что на фото, слева она?
Эта кнопка каким-то образом связана с сигналкой. А точнее с функцией автозапуска. В принципе все равно т.к. сигналку буду менять.
Это ты так думаешь, что температура срабатывания вент. высокая глядя на стрелку. А она нагло врёт. Этот прибор неправильно откалиброван. В Оке все датчики/которые на моторе, не путать с приборкой/связаны с Эбу, который обеспечивает оптимальный режим работы мотора, в зависимости от условий, о которых эти датчики ему сообщают. Следственно твоё вмешательство отразится на расход, тягу, долговечность и ещё Аллах ведает на что. Смотри проводку и будет тебе счастье.
У меня 92-94 срабатывает, причем смотрю не по приборке, а по борткомпу, датчик на термостате стоит. Было время когда вентилятор не срабатывал и температура переваливала за 100, но тосол не закипал, если пробку не открывать. Давления в системе хватает до 110-115 градусов и не закипает, так что 98 нормально. Может еще и прибор с погрешностью.
В том то и дело, что бывает не срабатывает. Вот и собираюсь переделать.
Когда у меня не срабатывал, я фары выключал и вентилятор включался, потом включал фары. Вот такой глюк был.
Всем привет не поверите сразу после покупки Оки, на второй день сгорел регулятор, который включает вентилятор на определенной температуре, открутил пошел искать новый, в магазине мне сказали, что старый от москвича
Кто, что скажет, может кто то, чем-нибудь поделиться, а то я новичок пока ) может кто знает, от каких других моделей подходит на будущее, всем удачи на дорогах
Предназначение устройства
Не следует путать датчик температуры с контроллером уровня теплоносителя. В то время как первый используется для определения температуры чиллера, второй используется для управления объемом расходного материала — хладагента. По показаниям датчика температуры блок управления распознает изменения температуры и передает данные о состоянии двигателя на бортовой компьютер. Контроллер определяет время прогрева двигателя, его перегрев и оптимальную рабочую температуру ДВС. Импульсы, посылаемые в модуль управления, определяют работоспособность системы управления двигателем внутреннего сгорания в целом.
Температура двигателя определяет такие нюансы, как
- расход топлива на 100 км;
- объем и качество газа;
- горение топливно-воздушной смеси;
- оптимальная работа редуктора.
За всеми этими факторами следит блок управления, который на основании полученной информации определяет оптимальный режим работы двигателя. Поэтому для автомобиля важна эффективность датчика температуры. Если устройство неисправно и передает ошибочные импульсы на модуль управления, это может привести к проблемам.
Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?
В зависимости от параметров, подаваемых на управляющее устройство, модуль выполняет следующие функции:
- Обогащение топливовоздушной смеси или ее обеднение. Если контроллер обнаруживает, что температура слишком низкая, он начинает увеличивать продолжительность сигнала, подаваемого на форсунки, что обогащает топливную смесь. В соответствии с нормализацией температуры топливо постепенно истощается, что предотвращает возможный перерасход бензина и уменьшает объем выхлопных газов.В случае неисправности датчик может регулярно понижать температуру в двигателе, вызывая загрязнение топлива и повышенный расход топлива.
- Блок управления регулирует зажигание. Это может быть рано или поздно. Если температура повышается, контроллер регулирует угол опережения зажигания, чтобы уменьшить выбросы выхлопных газов.
- Воспламеняющие газы правильно рециркулируют во время прогрева благодаря индикатору зажигания. Клапан рециркуляции плотно закрывается после прогрева двигателя. Если двигатель машины еще холодный, рециркуляция вызовет колебания холостого хода, и двигатель случайно остановится.
- Блок управления использует дроссельную заслонку для продувки системы фильтрации, которая улавливает пары топлива. Для лучшего управления автомобилем воздух из угольного фильтрующего элемента удаляется только после полного прогрева двигателя.
- Блокировка гидротрансформатора трансмиссии при прогретом двигателе. Модуль управления не должен ограничивать работу машины, пока машина не прогрета.
- ЭБУ контролирует работу охлаждающего вентилятора устройства. По показаниям терморегулятора модуль включает и выключает вентиляторное устройство для правильного выбора температуры устройства. Если код неисправности выдает неправильные импульсы, двигатель может перегреться.
Способы устранения неисправности системы охлаждения
Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин, вызвавших ее неисправность. Перечислим их в той же последовательности, что и причины.
Засорение радиатора. Его нужно почистить обязательно снаружи и желательно промыть изнутри. Как правило, для чистки радиатор демонтируют с машины. Параллельно с чисткой можно проверить его герметичность
Обратите внимание, что если автомобиль укомплектован двумя радиаторами, для системы охлаждения двигателя и для кондиционера, то демонтировать и чистить необходимо оба радиатора.
Поломка помпы. Этот агрегат ремонту не подлежит, так что сразу меняйте на аналогичный
Выбор помпы основывается не только на производителе, но и на материале крыльчатки — металл или пластмасса.
Проблемы с термостатом. Тут аналогичная ситуация, обычно термостат не ремонтируют, а меняют на новый.
Вентилятор охлаждения. Если у вентилятора повреждена крыльчатка — то он безусловно подлежит замене. Если у механического привода ослабилось натяжение — его следует подтянуть до соответствующего значения. Если поврежден ремень — его следует заменить на новый. При выходе из строя термореле или приводного электродвигателя указанные узлы также подлежат замене. В редких случаях электродвигатель можно попытаться восстановить (ремонт подшипников, перемотка обмотки). В гидравлическом приводе вентилятора нужно долить масло и проверить состояние подшипников.
Разгерметизация системы. Достаточно распространенная причина поломки, которую однако тяжело диагностировать. Вызвано это тем, что утечка может быть очень маленькой и находится в труднодоступном месте. Первым делом необходимо проверить состояние моторного масла, нет ли в нем белых сгустков, которые и являются утекающим в него антифризом. Если это так, то нужно проверить состояние прокладки головки блока цилиндров, саму плоскость ГБЦ, состояние теплообменника и его прокладки, состояние блока цилиндров на предмет нарушения герметичности. Ну и конечно нужно проверить все патрубки, нет ли на них следов просачивающейся охлаждающей жидкости, а также осмотреть элементы подкапотного пространства, нет ли на их поверхности следов антифриза. Когда утечка ОЖ происходит их радиатора или трещины патрубка, то качестве временной меры можно антифриз залить герметик, который закупорит течь.
Вышел из строя датчик температуры. Нужна замена на новый аналогичный. Предварительно его нужно снять с машины и выполнить дополнительную диагностику при помощи мультиметра (омметра) и/или термометра.
Низкий уровень антифриза. При недостаточном количестве охлаждающей жидкости в межсервисный интервал ее нужно добавить (при этом обязательно нужно ориентироваться на то, какие можно антифризы смешивать между собой, а какие нет!), либо заменить на новую.
Поломка клапана на крышке радиатора. Обычно крышка и ее клапан восстановлению не подлежат, поэтому ее надо заменить. Однако предварительно нужно проверить крышку радиатора на работоспособность.
Перечисленные ремонтные работы лучше выполнять самостоятельно, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения аналогичных работ. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.
Расхожие «мнения» и мифы
В среде автомобилистов всегда хватает людей, имеющих «особый» взгляд на тонкости ТО и ремонта машин. Например, многие считают – и особенно это касается начинающих водителей – что доливать в антифриз воду категорически не рекомендуется. Дескать, это приводит к преждевременным поломкам системы охлаждения. Между тем ситуации, когда требуется данная манипуляция, встречаются часто. Например, уровень охлаждающей жидкости низкий, а автомагазина рядом нет, да и до технической помощи неблизко. В таких случаях уж лучше пополнить запас жидкости в радиаторе, чем ехать «на сухую». Ведь никто не мешает, добравшись до точки ремонта или по приезду в гараж слить весь антифриз с водой и залить в систему 100-процентный хладагент.
Есть еще ряд мифов и предубеждений, которыми зачастую страдает львиная доля владельцев легковых автомобилей.
1. В видавшем виды моторе система охлаждения перегревается всегда. Это утверждение не соответствует действительности, ибо даже в старом двигателе можно поддерживать нормальную температуру. Особенно, если технические характеристики агрегата предполагают низкую компрессию. Главное, чтобы радиатор работал нормально, как и термостат, а вдобавок водяной насос выполнял свою функцию корректно.
2. Нельзя смешивать разные марки антифриза и доливать в него воду. Ложность такого мнения заключается в том, что все современные охлаждающие жидкости изготавливаются на спиртовой основе. Да, спирты разные, однако они достаточно успешно «уживаются» друг с другом. Причем достопамятный тосол – это лишь разновидность устаревшего, но в свое время очень популярного антифриза, базовым компонентом которого является диэтиленгликоль. Современные жидкости подобного рода куда более эффективны, вдобавок они имеют добавки, противостоящие накипи.
Безусловно, ездить «на воде» – это плохая привычка. И все же доливать воду в хладагент допустимо в критических ситуациях. Другой вопрос, что использовать жидкость из-под крана – себе дороже, так как это чревато засорением помпы и радиатора. Поэтому добавлять в антифриз допустимо либо дистиллированную воду, либо колодезную. Ведь именно в колодезной меньше всего содержится железа, которое при нагреве выпадает в виде бурого осадка, становящегося причиной целого ряда неисправностей системы охлаждения.
3. В узле циркуляции охлаждающей жидкости много резиновых трубок, которые могут прогрызть мыши. Смехотворность такого утверждения состоит уже в том, что этим маленьким животным всегда есть чего положить на зуб, помимо невкусной резины… Тем более, что в системе охлаждения используются высокотемпературные виды данного материала, с трудом поддающиеся механическому разрушению.
4. Если эксплуатировать двигатель долго, то забивание «рубашки» блока цилиндров неминуемо приведет к необходимости замены агрегата – он уже неремонтопригоден. Такое мнение верно лишь отчасти, поскольку для того, чтобы каналы «рубашки» действительно стали непроходимыми для антифриза, потребуется лет 200-300 непрерывной эксплуатации автомобиля. Уж скорее черной, маслянистой грязью, источником которой может стать моторное масло, попадающее в систему охлаждения, забьется радиатор. А его промывка даже в гаражных условиях – это привычная, стандартная и высокоэффективная процедура.
Почему не работает датчик включения вентилятора на Калине и Приоре и что с этим делать?
Современные автомобили отечественного производства комплектуются различными контроллерами и датчиками, обеспечивающими полноценную эксплуатацию авто. Если одно из устройств выходит из строя, это может привести к некорректной работе узлов. Из этого материала вы сможете узнать, что представляет собой датчик включения вентилятора Приора и Калина, и какие неисправности для него характерны.
Как известно, в любой Приоре и Калине есть система охлаждения, обеспечивающая нормальную работу двигателя и способствующая предотвращению его перегрева. Одним из устройств, позволяющих охладить силовой агрегат, является датчик вентилятора, по сигналу которого вентилирующее устройство должно включаться. На Калинах этот контроллер предназначенный для активации вентилятора, когда температура мотора достигнет определенной точки. Благодаря вентилятору, который должен включиться по сигналу контроллера, температура двигателя всегда будет в норме и не превысит допустимого порога. Если же устройство не срабатывает, то вентилятор не включится, соответственно, двигатель может перегреться.
Схема подключения датчика в системе охлаждения
Основные причины сбоев в работе датчика
Итак, по каким причинам на Калинах и Приорах, да и на всех ВАЗах в принципе, контроллер может не работать:
- Первая причина — неработоспособность термостата. Такая проблема является одной из самых сложных, при ее появлении вентилятор будет срабатывать неправильно. Чтобы убедиться в том, что термостат рабочий, нужно будет потрогать нижний шланг — если он холодный, то устройство действительно вышло из строя. Вообще, для Калины поломка термостата — явление достаточно распространенное.
- В том случае, если термостат рабочий, то необходимо произвести диагностику предохранительных элементов. Также следует проверить и состояние самих цепей, для этого воспользуйтесь мультиметром. Схема предохранителей должна быть указана на обратной стороне крышки блока. В случае с Калиной блок расположен под приборной панелью, вас интересует предохранительный элемент 3, его емкость составляет 50 ампер. Если предохранитель рабочий, то нужно произвести диагностику реле вентилятора, оно маркируется цифрой 1. В том случае, если эти элементы рабочие, то придется снимать блок управления вентилятором — для этого отодвиньте воздуховод и, используя гаечный ключ на 10, открутите его крепление. На блоке должны быть два реле, их следует проверить.
- Также не лишним будет залезть в моторный отсек и прозвонить контакты непосредственно вентилятора. Проблема может заключаться в обрыве, переломе проводки, окислении контактов, а также в перегоревшей обмотки внутри устройства. Проблемы с проводами и контактами решаются без проблем — плохая проводка меняется, а контакты зачищаются. Но если проблема кроется в обмотке, то устройство придется полностью менять.
- Также проблема может крыться непосредственно в самом датчике. Для запуска вентилирующего узла необходимо будет сбросить клеммы с устройства. Диагностика контроллера производится путем демонтажа термостата и помещения его в емкость с горячей водой — термостат в этот момент должен открыться.
- Еще одна причина, которая случается достаточно редко, это обрыв в цепи. Такую проблему можно диагностировать с помощью мультиметра — оборвавшиеся провода подлежат замене (автор видео о диагностике регулятора своими руками — Дмитрий Мазницын).
Возможные причины поломки
В современных духовках за выполнение всех функций отвечает электроника (блок управления). Температуру в рабочей камере измеряет чувствительный датчик (или реле), который передает данные на управляющий модуль. Тангенциальный вентилятор запрограммирован на автоматическое включение, когда пользователь запускает какой-либо из режимов нагрева. А вот отключается кулер только тогда, когда духовой шкаф полностью остынет. Процесс занимает определенное время, однако если система охлаждения не выключается продолжительное время (1 час и более), это является симптомом поломки.
Выход из строя датчика температуры — самая распространенная причина неисправности. Электроника просто «не понимает», когда нужно выключить охлаждающий вентилятор. Сломанное устройство чаще всего нуждается в замене. Проблема также может быть связана с нарушением целостности проводки или окислением контактов. В таком случае нужно зачистить поврежденный участок металла и переобжать клемму. Еще один вариант — сбои в работе модуля управления. Электронная плата по каким-то причинам вовремя не отключает кулер.
Демонтаж датчика вентилятора
ДВВ является неразборным изделием и не подлежит ремонту. Однако, чтобы убедиться в полной исправности, его нужно снять с автомобиля. Для этого поступают следующим образом:
- Автомобиль ставят на ровное место с поднятым рычагом ручного тормоза.
- Приступают к работе после полного остывания двигателя, сняв клеммы с аккумулятора.
- Отжав пластиковую клипсу, вынимают фишку с кабелем из стакана ДВВ.
- Снимают пробку с расширительного бачка, иначе при снятии датчика тосол в небольшом количестве выплеснется наружу.
- Накидным ключом или головкой на 19 ДВВ выкручивают из посадочного гнезда. Если резьба плохо поддаётся, то под гайку датчика наносят смазку WD 40 (её можно купить в любом автомагазине или на заправке).
Снятие фишки с датчика: