Немного истории
Какие смазывающие жидкости были популярны в СССР? Наиболее распространенным в то время трансмиссионным маслом было ТАД-17И. Данное средство было создано специально для косо-прямозубых и гипоидных передач. Однако по некоторым причинам ТАД-17И оказалось непригодным для использования на современных КПП. Его повышенная вязкость и специальные присадки не способствовали полному образованию пленки на рабочих поверхностях синхронизаторов.
В связи с этим не обеспечивалось выравнивание угловой скорости шестерен и муфты. Поэтому передачи на трансмиссии «девяток» включались с очень большим усилием, к тому же во время переключения образовывался характерный звук заедавших шестеренок. Все это не только создавало дискомфорт при езде, но и в значительной мере уменьшало ресурс коробки передач, что вело к ускоренной его поломке.
По государственному стандарту, более подходящими маслами для «девяток» оказались вещества группы ТМ-1 и ТМ-2, что обеспечивало больший ресурс и долговечность деталей КПП. В это же время популярный ТАД-17И соответствовал стандарту ТМ-5, поэтому использовать его на новых трансмиссиях было просто нецелесообразно, поскольку главная пара на «восьмерках» и «девятках» имела не гипоидное, а косозубое зацепление.
Этапы замены
Процедуру по замене масла в двигателе «ВАЗ-2109» условно делят на 3 этапа:
- слив отработки;
- смена фильтра;
- заливка новой моторной жидкости.
Старайтесь строго следовать инструкции о том, как поменять масло в двигателе самостоятельно. Это позволит избежать нежелательных ошибок.
Конструкция «ВАЗ-2109» достаточно простая, доступ ко всем узлам для замены смазки лёгкий, что не вызывает проблем даже у новичков.
Слив отработки
Для начала важно максимально в полном объёме избавиться от старой смазки, залитой в силовой агрегат вашей девятки. Чтобы сделать это, нужно:
- Прогреть двигатель до рабочей температуры. Это сделает смазку текучей и жидкой, за счёт чего она легко и быстро начнёт вытекать из поддона.
- Установить автомобиль на яме или поднять подъёмником. Последний есть мало у кого в гараже, потому проще обойтись обычной смотровой ямой.
- Под машиной располагается поддон двигателя, на котором вы увидите сливную пробку. Вручную она не откручивается, потому воспользуйтесь ключом.
- Когда пробка начнёт проворачиваться, дальше работайте руками, откручивайте её до конца и сливайте отработку в заранее подготовленную ёмкость объёмом минимум 4 – 5 литров.
- Оставьте тару под сливным отверстием. Жидкость будет постепенно выходить. На это уходит обычно около 20 минут.
- Когда будете возвращать на место пробку сливного отверстия, обязательно поменяйте на ней прокладку или замените полностью пробку. Со временем они изнашиваются, из-за чего возникают утечки масла.
Чтобы масло выходило быстрее, нужно избавиться от вакуума в верхней части силового агрегата вашего «ВАЗ-2109». Делается это предельно просто. Вам нужно снять крышку маслозаливной горловины.
Когда удалось полностью слить старую отработку, можете приступать к замене фильтра. Хотя обычно это делают в то время, пока остатки масла из «ВАЗ-2109» стекают в ёмкость. Как только вы освободитесь, переходите к масляному фильтру.
Смена фильтра
Следующим этапом замены масла в двигателе автомобиля «ВАЗ-2109» будет демонтаж старого и установка нового масляного фильтра.
Сначала верните на место пробку сливного отверстия, заменив на ней уплотнительное кольцо.
Сам фильтр демонтируется вручную, специальным съёмником или подручным инструментом. При отсутствии съёмника и когда вручную корпус не поддаётся, возьмите простую отвёртку, пробейте ею поперёк корпус фильтра и используйте ручку инструмента как рычаг.
Демонтировав фильтр, возьмите новый элемент, нанесите на его уплотнитель и на резьбовые насечки небольшое количество свежего масла. Это упростит процесс установки и предотвратит прилипание резинки.
Чтобы защитить мотор от масляного голодания во время первого пуска двигателя с новым маслом и фильтром, заполните корпус фильтрующего элемента смазкой примерно на 50% его объёма.
Устанавливается элемент вручную, использовать инструмент и прикладывать чрезмерные усилия для монтажа не нужно, иначе вы рискуете просто сломать фильтр.
Масло в КПП ВАЗ 2108
В коробке модели ВАЗ 2108 трансмиссионная жидкость важна, как и в 2109. Ее своевременная замена предотвратит серьезные поломки и лишние расходы в будущем. Замена масла КПП ВАЗ 2108 может осуществляться самому или в техсервисе. Порядок действий далее поможет выполнить работы своими силами и бесплатно.
Когда нужно менять масло в КПП ВАЗ 2108
После 65 тыс. км пробега и более трансмиссионную жидкость нужно менять. Если ездить приходится по старым разбитым трассам, процедуру рекомендуется повторять чаще. Когда автомобиль долгое время стоит без дела, заливку повторяют раз в несколько лет. Тем, кто имеет сомнения относительно количества, состояния жидкости, можно порекомендовать регулярно тестировать показатель уровня.
Какое масло заливать в коробку ВАЗ 2108
Трансмиссионную жидкость для ВАЗ 2108 подбирают, ориентируясь на рекомендации производителя. Импорт стоит дороже, но не всегда оправданно брать именно его. Для 2108 оптимально подходят такие жидкости:
- Омскойл П ;
- Раксол Т ;
- Велнез class=»aligncenter» width=»597″ height=»480″
Требования к маркировочным стандартам – 80W-85, 80W-90, GL-4, GL-4/5
Важно правильно выбрать класс качества. С рук покупки лучше не делать, брать масло на разлив тоже – так высокие шансы купить подделку, контрафакт или товар низкого качества
Сколько масла в КПП ВАЗ 2108
Объем масла в КПП ВАЗ 2108 составляет 3 или 3,5 л с учетом типа коробки. Для четырехступенчатой достаточно 3 л, для пятиступенчатой нужно будет 3,5 л. Эти цифры ориентировочные, при обслуживании, проверке уровня станет ясно, нужна дополнительная трансмиссионная жидкость или нет. Переливов следует избегать, они приводят к протечкам. Контролировать уровень жидкости желательно регулярно.
Как слить масло с коробки ВАЗ 2108
Слив масла с коробки ВАЗ 2108 легко можно сделать самому. С задачей справится опытный и начинающий автомобилист, главное – действовать согласно инструкции. Порядок проведения работ:
- Снять колпачок из резины, который перекрывает сапунное отверстие.
- Тщательно прочистить слив и промыть колпачок.
- Поставить детали обратно, скрутить сливную пробку.
- Подготовить тару для слива отработанной ВАЗ 2108 трансмиссии, поставить ее.
- Открутить пробку.
- Вылезти из-под машины и дождаться завершения слива.
Процесс занимает от 10 до 15 минут, дольше ждать очистки для 2108 не нужно. Останется закрутить сливную затычку и вынуть щуп.
Как залить масло в коробку ВАЗ 2108
В открытое отверстие, которое было подготовлено после слива, нужно вставить воронку и начинать вливать новую жидкость. Чтобы убедиться в ее достаточном количестве, нужно протестировать уровень, предварительно протерев щуп и убрав потеки масла.
Затем щуп следует опустить на пару минут в коробку, достать, оценить расположение масляных следов. Если все в порядке, закрутить пробку. На этом процесс заливки можно считать завершенным. Останется запустить движок, немного проехать на автомобиле, снова проверить масло. Обслуживать коробку ВАЗ 2108 своими силами несложно, а денег это сэкономит много. Большинство автомобилистов меняют масло своими силами.
Как проверить масло в коробке ВАЗ 2108
Тест масла в коробке нужно проводить регулярно, обязательно сразу после выбора подержанного автомобиля с рук, а не в салоне. Проверить слова владельца даже когда он говорит, что обслуживание только было, и все исправно, все равно нужно.
В процессе эксплуатации уровень жидкости в ВАЗ 2108 нужно проводить каждые несколько недель или при появлении тревожных симптомов – скрипы, стуки, потеки. На старых отработанных трансмиссионных жидкостях ездить нельзя, поскольку это небезопасно для коробки, машины в целом и безопасности водителя, пассажиров. Даже незначительный дефицит смазки – уже причина выхода коробки ВАЗ 2108 из строя.
Ход тестирования уровня масла (нужно следовать инструкции, чтобы получить точные значения и ничего не повредить):
- Установить автомобиль на такое место, где он будет постоянно находиться в горизонтальном положении.
- Приступать к работам сразу, если авто стояло, и выждать 10 минут, если мотор только что был заглушен (двигатель должен остыть, а масло – стечь с шестеренок).
- Посмотреть на аккумулятор, рядом с которым расположен проверочный щуп.
- Оценить количество масляной жидкости.
Оптимальный уровень – это тот, который находится между о и «max». Ниже «min» допускать его падения нельзя, выше «max» делать залив тоже.
Если заливать масло в ВАЗ 2108 второпях, без использования щупа, его уровень в итоге может оказаться недостаточным
Поэтому работы следует проводить осторожно, по несколько раз все проверять, исправлять в случае необходимости
Выбор производителя
Краткие характеристики мы уже перечислили, а теперь можно и вникнуть в выбор производителя масла для КПП Самары. Итак, кто же делает лучшее на ВАЗ 2109?
Отечественные производители
Итак:
- Заявленное заводом масло для КПП – это ТМ-4-12. В идеале нужно использовать, конечно, его. Это масло было специально разработано для КПП именно этого автомобиля.
- Включив логику, приходим к выводу, что раз специально разрабатывалось, то должно быть лучшее. Производитель может быть разный – к примеру, Рексол.
- К примеру, моторное масло М6з12Г1, используемое в КПП ВАЗ 2109, немного не дотягивает до показателей ТМ.
- ЛукОйл SAE 15W-40 также является хорошим конкурентом, специально разработанному маслу, ТМ-4-12. Отставание от него составляет всего лишь 4 %.
Зарубежные производители
Анализируем масло для коробки передач ВАЗ 2109 иностранного производства:
- Марка Кастрол, а конкретнее масло ЕР-80 и ЕР-90, которое по классу GL-4 нежелательно использовать в КПП самары. Оно больше подходит для спортивных коробок передач по своим свойствам.
- А вот зарубежная компания Valvoline, выпустившая масло DuraBlend SAE 75W-90 отличилась хорошими показателями для нашего автомобиля. Такое полусинтетическое масло на втором месте, после рекомендованного отечественного масла ТМ-4-12.
- С другой стороны тот же Valvoline, но уже не GL-4, а GL-4/5 не подойдет для качественной работы КПП ВАЗ 2109.
Помним, что наличие противозадирных присадок положительно влияет в целом на работу КПП. Однако слишком большое их количество способствует скорейшему корродированию металлов. Все этому потому, что противозадирные присадки включают в свой состав серу, которая разъедает шестерни.
- С этой точки зрения моторные масла – лучшие претенденты (но помним и об остальных их качествах).
- И снова полусинтетический Valvoline оказывается близким к эталону – ТМ-4-12. А синтетический, напротив, оказывается самым разрушительным в этом плане.
Что касается других производителей, то стоит обращать внимание на некоторые моменты и подробно изучать состав масла. Обращайте внимание на:
- Вязкость
- Температурный режим работы масла – температура застывания
- Количество присадок и их тип
Заменить масло в коробке передач на ВАЗах 2108, 2109, 21099 работа не сложная, вполне справится любой человек своими руками. Первый раз будет дольше всех последующих. Поэтому просто нет смысла ехать на сервис по такому пустяку. Основная сложность всей работы — залить масло в кпп, так как конструкция не позволяет подобраться к отверстию любой емкости с новым маслом. Мы расскажем о замене масла с щупом и без него, на карбюраторных и инжекторных моделях. Но обо всем по порядку будет разложено в этой статье.
Многие спрашивают: «когда нужно производить замену масла?». Все зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если машина постоянно используется в тяжелых погодных уловиях(сильный мороз, жара, снег, грязь, пыль и т.д.), то рекомендуем менять масло каждые 35тыс км. В городских асфальтовых условиях эксплуатации достаточно проводить замену раз в 40 тыс. км.
Ближе к 35-40 тыс км. пробега с момента последней замены масла, кпп автомобиля может работать не стабильно. Вы можете почувствовать усилившуюся вибрацию коробки, лишний шум, неточность в переключении скоростей. И если проблем со сцеплением нет, то это всё сигналы к диагностике и замене масла в коробке передач на ВАЗ 2108, 2109, 21099
Инжектор, карбюратор, с щупом и без него — не важно, это касается всех моделей. Рекомендуем поменять масло во всех агрегатах б/у автомобиля после его покупки
Для замены масла в кпп своими руками вам понадобятся:
- Новое оригинальное масло для кпп. Советуем использовать масло, рекомендованное производителем, а также в зависимости от температурных условий эксплуатации автомобиля(например 80W-85. GL-4432). Не забывайте, что на замену масла в пятиступенчатую кпп вам понадобится 3,3 литра, а на четырехступку — 3 литра.
- Ключи накидные 12 и 17
- Емкость для слива отработанного масла объемом не менее 3х литров.
- Шприц для заливки масла(для кпп без щупа), воронка(для кпп с щупом)
- Шланг или гибкая трубка 20-25 см, изолента(для кпп без щупа)
- Чистая тряпка
- Тонкая, но прочная проволока
- Яма, эстакада или подъемник.
Статья будет полезна не только владельцам ВАЗ 2109, помимо этой модели она применима и к 21099 и к 2108, так как коробки передач в этих моделях установлены абсолютно идентичные. Вообще смена масла в МКПП ВАЗ 2109 (21099) процесс достаточно простой и может быть исполнен собственноручно. Но обо всем по порядку.
Сколько масла заливать в коробку
Это можно определить экспериментальным путём, однако можно испортить некоторое количество масла, которое, кстати, недешёвое. Если коробка полностью пустая, то в неё входит ровно 3 литра. Но опять же это с учётом того, что старое масло было слито полностью.
Следует отметить, что есть специальный щуп, которым можно проверить уровень масла. Для этого необходимо достать щуп, он находится возле АКБ в моторном отсеке, протереть его чистой ветошью. После этого он вставляется до упора и достаётся вновь. Если уровень находится между отметками максимум и минимум, то всё в порядке, если выше или ниже, то необходимо либо слить, либо добавить масла.
Существуют свои нюансы по заправочным объёмам. В частности, всё зависит от того, сколько стёпеней у КПП. Если это четырехступенчатая коробка, то заливаем 3,1 литра, если пятиступка, то 3,3 литра. Более подробную информацию конкретно о вашем случае можно посмотреть в сервисной книжке.
Если масло вовремя не менять, это чревато такими проблемами:
- Некорректная работа трансмиссии. При включении передач скорости может выбивать, в результате чего водителю придется активировать их повторно. Обычно из-за некачественной жидкости это происходит с первой передачей.
- Появление шума во время работы двигателя из КПП. Сторонние звуки обычно вызваны выходом из строя в результате износа подшипниковых механизмов. Когда масло теряет свои свойства, оно становится менее вязким. В результате жидкость не может оптимально смазывать внутренние компоненты трансмиссионного агрегата, что приводит к их преждевременному износу.
- Выход из строя коробки передач.
- Наличие вибраций в районе рычага КПП, которые могут пропадать при увеличении оборотов двигателя и вновь появляться при движении на пониженной скорости.
голоса
Рейтинг статьи
Этапы замены
Весь процесс замены смазывающего вещества в коробке передач можно разделить на три основных этапа:
- Проверка уровня смазки;
- Слив старого масла;
- Заливка нового смазывающего вещества в коробку.
Пройдемся по каждому этапу отдельно.
Проверка уровня
Проверить текущий уровень масла в КПП не сложно вне зависимости от того, есть у вас щуп или нет.
Если щуп отсутствует, проверять будем пальцем. Делается это следующим образом:
- Под машиной открутите заливную пробку с КПП;
- Если после этого жидкость начала вытекать, уровень достаточный. Если нет, вставьте в отверстие палец. Почувствовав жидкость на уровне кромки заливного отверстия, можно говорить об оптимальном количестве смазки;
- Наглядно можно слить всю смазку и по ее количеству в емкости определить, сколько жидкости было в системе.
При наличии щупа все просто:
- Выкрутите пробку, на которой закреплен измерительный щуп;
- Вытрите его сухой тряпкой;
- Вставьте обратно в коробку. При этом машина должна быть на ровной поверхности и в состоянии покоя;
- Доставайте щуп и смотрите, что показывает измеритель. На нем имеются отметки Min и Max. Оптимально, если масло окрасило щуп до максимальной отметки, но не выше нее.
Чтобы новая смазывающая жидкость в КПП работала эффективно, первым делом придется избавиться от старой. Сливается трансмиссионное масло достаточно легко.
Для слива смазки из КПП нужно:
- Снять с сапуна резиновую пробку, зачистить сапун проволокой и закрыть его пробкой. Так вы сможете выровнять давление внутри коробки передач.
- Открутить болтовую пробку слива. В старых и обновленных версиях ВАЗ 2109 эта пробка располагается одинаково — в нижней части коробки.
- Слейте масло в подготовленную заранее тару объемом около 5 литров.
- Слив всю смазку, надежно закрутите обратно сливную пробку.
На прогретом двигателе жидкость из КПП будет стекать быстрее и эффективнее. Но при этом соблюдайте меры безопасности. Все же вы работаете с горячим маслом.
Замена
Теперь мы дошли до момента, когда потребуется залить новую смазку. Какую именно, мы уже определили.
- Открутите заливную пробку, расположенную снизу;
- С помощью шприца заполните постепенно картер коробки передач свежим маслом;
- Доливайте до тех пор, пока жидкость не окажется на уровне кромки заливного отверстия;
- Закройте пробку.
Важное отличие имеют коробки передач на ВАЗ 2109 с 5 скоростями. Для них требуется заливать примерно на 300-350 миллилитров смазки больше
Иначе при работе в режиме 5 передачи КПП будет испытывать масляный голод.
Чтобы долить необходимое дополнительное количество смазывающей жидкости в пятиступенчатую коробку, сделайте следующее.
- С помощью домкрата приподнимите заднюю часть автомобиля. Так дополнительный объем смазки не будет выливаться.
- Пока машина приподнята, долейте необходимое количество масла.
- Закройте пробку и только после этого возвращайте автомобиль в горизонтальное положение.
Заливка через подкапотное пространство
Замена через щуп
Многие справедливо считают, что удобнее всего менять масло в коробке через щуп. Инструкция на этот случай такая.
- Поднимите капот;
- Открутите пробку со встроенным щупом;
- Через воронку или с помощью шприца залейте в отверстие жидкость;
- По мере наполнения проверяйте щупом, до какого уровня вы уже доли;
- Когда получите масло на отметке МАХ, больше доливать смазку не нужно;
- Закрутите щуп на место.
Промывать КПП или нет перед заменой — решайте сами. Ориентируйтесь на текущее состояние старой сливаемой смазки. Периодическая промывка лишней не будет.
Механические коробки передач отечественных автомобилей, в отличие от некоторых других узлов и механизмов, получились довольно надежными. В частности, на автомобиле ВАЗ 2109 коробка передач имеет большой запас прочности, и если не нарушать режим эксплуатации и своевременно обслуживать – она с легкостью отрабатывает пробеги, исчисляемые сотнями тысяч километров.
Более подробно о том, какое масло заливать в коробку передач можно прочитать тут.
Одним из важных пунктов в обслуживании МКПП на рассматриваемом автомобиле выступает замена трансмиссионного масла. Стоит отдать должное конструкторам АвтоВаза: они спроектировали КПП таким образом, что поменять в ней масло своими руками вполне реально.
При этом не понадобится никаких специальных приспособлений и специфических знаний. О том, как залить новое масло в коробку передач ВАЗ 2109 – читайте в нашем материале.
Какое масло лучш е заливать в к оробку ваз 2109?
Вопросов с тем, какое масло лить в коробку ваз 2109, у вас не должно быть. В настоящее время имеется много марок масла как импортного, так и отечественного производства. Разнообразие такого продукта настолько велико, что определиться с достойным выбором масла не так и просто. Выбирая масло, придерживайтесь следующих простых, но эффективных правил:
1.) Необязательно покупать дорогое и импортное масло ( высокая цена не всегда может означать идеальное качество).
2.) Опасайтесь подделок. Проверяйте стикеры на упаковке. Читайте информацию о товаре.
3.) Дешёвое масло также не стоит брать или то, которое видите впервые. В КПП качество масла должно быть хорошим, иначе придётся её менять или отдавать в ремонт.
4.) В коробку можно заливать и моторное масло, если это оговорено в инструкции.
Есть специально разработанные трансмиссионные масла именно для КПП автомобилей ВАЗ. К ним относят , которые имеют вязкость 80 – 85W. «Омской транс П» имеет вязкость 80 – 85W. «Волнез ТМ4» достигает вязкости 80-90W. Есть и другие импортные марки хорошего качества.
Для своего автомобиля выбирайте то масло, которое подходит ему самым лучшим образом. Перед тем как производить замену, стоит знать некоторые нюансы:
- Заменяют масло в КПП автомобиля ВАЗ 2109 тогда, когда оно ещё не остыло.
- Желательно производить замену после длительного пробега автомобиля.
- Щуп должен находиться всегда под капотом на КПП.
- Оптимальный уровень масла показан отметкой на щупе.
- Чтобы масло не вытекало из коробки, не наливайте выше указанной отметки.
- Минимальный уровень показывает нижняя отметка.
- Если увидите, что уровень опустился ниже минимального, значит, коробка может выйти из строя, если не произвести замену масла.
Варианты масла для коробки передач «ВАЗ-2109»
То, что от качества заливаемого смазочного материала зависит труд трансмиссии – давно не секрет, а известный факт. Неграмотно выбранный продукт может отпечатлеться на функционировании устройства и привести к очень нежелательным последствиям. Для КПП «девятки» не требуется покупки сверхдорогого масла, но всё же его технические характеристики играют не заключительную роль в обеспечении стабильной работы. Существуют определённые рекомендации по подбору подходящей этому автомобилю смазки. К выбору следует отнестись со всей ответственностью, ведь от того, какое масло залить в коробку «ВАЗ-2109», и будут зависеть исправность, срок службы конструкции, а также периодичность замены.
Разберём заводские рекомендации
При подборе трансмиссионной жидкости лучше держаться рекомендаций автопроизводителя. Это гарантирует совместимость продукта с коробкой и обеспечивает стабильность труды устройства.
Изготовитель рекомендует применять всесезонные минеральные масла отечественных марок с характеристиками вязкости 80W-85, 80W-90:
- Омскойл Транс П класса GL-4/5;
- Рексол Т GL-4;
- Волнез ТМ4 GL-4.
Завод лил в автомашины минеральную смазку от Лукойл, но на практике в зимний период жидкость не приспособлена справляться с весьма низкими температурами.
Ассортимент составов для трансмиссии «девятки» достаточно размашист и не ограничивается несколькими брендами. Производителем рекомендовано к применению масло классификаций GL-3 и GL-4, а также ТМ-3 и ТМ-4 по российским стандартам. Вы можете подогнуть любое, соответствующее этим требованиям. Полусинтетические и синтетические смазки ведут себя гораздо лучше на морозе, обеспечивая скорый разогрев и сохранение своих свойств даже при очень низких температурах.
Не немного важно также приобрести оригинальный продукт, не нарвавшись на подделку, потому покупать масло нужно у проверенных продавцов, которые имеют соответственные сертификаты, подтверждающие качество продукции. На самых первых выпущенных автомашинах для трансмиссии использовалось то же масло, что заливалось и в мотор
Это рекомендовал и производитель. Сейчас же дефицита автохимии не наблюдается, потому лучше использовать специализированную продукцию по назначению
На самых первых выпущенных автомашинах для трансмиссии использовалось то же масло, что заливалось и в мотор. Это рекомендовал и производитель. Сейчас же дефицита автохимии не наблюдается, потому лучше использовать специализированную продукцию по назначению.