2.12 Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя и уровня СО
Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя и уровня СО
Два раза в год или каждые 10000 км пробега (что наступит раньше)
Холостой ход регулируется на заводе и дополнительной регулировки не требуется.
Только если содержание СО после длительной эксплуатации перестает соответствовать нормам, карбюратор следует отрегулировать.
Перед проверкой и регулировкой следующие детали должны быть в безупречном состоянии:
Автомобили без катализатора
Холостой ход регулируется, так же как и на моделях с катализатором, однако для регулировки состава смеси необходима специальная отвертка, которая вставляется в засечки регулировочного винта (см. иллюстрацию ниже), тахометр и для достижения лучших результатов прибор для измерения содержания СО. В случае необходимости работы могут выполняться и без последнего прибора, если четко следовать указаниям, однако следует помнить о законах об охране окружающей среды.
Специальная отвертка для регулировки состава смеси на холостом ходу.
Без измерителя содержания СО
С помощью измерителя содержания СО
Система многопозиционного впрыска
Регулировка холостого хода и содержания СО обычно поддерживается автоматически прибором управления, однако возможно, что нужно проводить регулировку, если после длительной эксплуатации холостой ход не соответствует требованиям. Лучше всего обратиться в мастерскую Nissan, однако если четко следовать следующему описанию, можно отрегулировать холостой ход самостоятельно.
Перед проверкой и регулировкой должны быть выполнены следующие условия, т. е. нижеперечисленные элементы и системы должны быть в безупречном состоянии.
Вид клапана дополнительного воздуха и сопутствующих компонентов
Система центрального впрыска
Положение винта регулировки холостого хода (1) на двигателе SR20Di. |
Система впрыска регулирует холостой ход автоматически на заданное значение.
Холостой ход регулируется точной регулировкой количества воздуха, который обходит дроссельную заслонку через клапан дополнительного воздуха. Клапан дополнительного воздуха включается и выключается, чтобы точно управлять количеством воздуха. Датчик угла поворота коленвала отслеживает точное число оборотов двигателя и сообщает информацию в прибор управления. На основании полученных данных прибор управления включает или выключает клапан дополнительного воздуха, чтобы поддерживать число оборотов холостого хода на предварительно запрограммированном значении. Другие факторы, как например, прогрев двигателя, движение накатом, расход топлива и нагрузка двигателя (кондиционер, электрическая нагрузка) автоматически оцениваются и компенсируются.
Хотя обычно это не требуется, холостой ход может проверяться и регулироваться. Перед проверкой и регулировкой должны быть выполнены требования, приведенные для системы многопозиционного впрыска. Проверка холостого хода осуществляется так же, как описано выше для карбюратора. Автомобили с ручной и автоматической коробкой передач имеют одинаковое число оборотов холостого хода.
Снятие и установка элемента воздушного фильтра. Слева для двигателя SR20DE, справа для двигателя SR20Di. |
Воздушный фильтр имеет бумажный элемент, который не подлежит очистке. Фильтрующий элемент должен заменяться каждые два года или через каждые 60000 км. Для снятия элемента удалить крышку и вынуть старый элемент. На рис. выше показано снятие фильтрующего элемента на обоих двигателях. Собравшуюся пыль следует удалить из корпуса фильтра с помощью тряпки. Вставить новый фильтрующий элемент и установить крышку на место.
Регулятор холостого хода (РХХ)
РХХ — устройство, применяемое в системе стабилизации оборотов ХХ (холостого хода) силового агрегата.
Его принцип действия прост:
- При работе мотора на ХХ изменение сечения в дополнительном канале подачи воздуха, минуя дроссель.
- Двигатель получает «питание» и нормально работает.
- ДМРВ (датчик массового расхода топлива) контролирует поток воздуха и с учетом этого объема направляется в мотор нужный объем горючего.
- Контроллер использует показания ДПКВ (положение коленвала) для контроля числа оборотов мотора и управляет РХХ. В результате поток воздуха уменьшается или снижается.
- Как только мотор прогрелся, ЭБУ удерживает обороты ХХ. На холодном двигателе он с помощью регулятора повышает обороты и, как следствие, гарантирует прогрев силового узла.
Рассмотренный выше режим помогает сразу начать движение без прогрева силового агрегата. Не смотря на то, что РХХ исполнительный узел, он тоже требует дополнительной диагностики.
Неисправность регулятора холостого хода можно выявить по нескольким признакам:
- самопроизвольная остановка мотора;
- резкое уменьшение оборотов при включении мощных электроприемников;
- неустойчивые обороты ХХ;
- остановка мотора при отключении скорости;
- рост / снижение оборотов без каких-либо причин на нагретом двигателе.
К причинам выхода из строя РХХ можно отнести:
- повреждение шагового двигателя, к примеру, из-за естественного износа;
- загрязнение конуса и штока;
- выход из строя ЭБУ;
- нет питающего контакта;
- подсос воздуха из-за повреждения уплотнителя РХХ.
В большинстве случаев проблема связана с загрязнением штока, что позволяет решить вопрос без замены. Для этого нужно убедиться, что неисправность связана именно с РХХ.
Диагностика устройства требует выполнения следующих шагов:
- Отбросьте клемму с аккумулятора и обесточьте ЭБУ.
- В процессе установки регулятора измерьте расстояние между краем иглы и монтажным фланцем. Оно должно быть не больше 2,3 см.
- Наденьте клемму АКБ.
- Включите зажигание без пуска силового агрегата. Выдержите время около 5-10 секунд. Это достаточно блоку управления для калибровки.
- Заведите силовой агрегат и проверьте работу регулятора.
Помните, что без отключения клеммы электронный блок управления не начинает новую проверку.
Неустойчивые обороты силового агрегата по причине выхода из строя свечей зажигания
Выход из строя свечей зажигания сопровождается постепенным ухудшениями в работе мотора. Несоблюдение сроков технического обслуживания, заправка низкосортным бензином или общее неудовлетворительное состояние мотора способны привести к проблемам в поджоге бензовоздушной смеси и, как результат, плавающим оборотам. При этом работу двигателя часто сопровождает вибрация. Диагностика неисправности производится с помощью визуального осмотра электродов.
Внешний вид | Возможная проблема |
Наличие сажи на электродах | Неправильная топливо воздушная смесь. |
Замасливание и чрезмерный черный нагар | Попадание смазки в камеру сгорания |
Оплавление электрода | Продолжительное чрезмерное тепловое воздействие, которое может быть вызвано ранним зажиганием |
Наличие отложений различных расцветок | Присутствуют присадки для улучшения эксплуатационных характеристик низкосортного топлива |
Возможные варианты внешнего вида свечей зажигания
Диагностика и устранение неисправностей при перебоях в работе ЗМЗ-409
Перебои в работе двигателя ЗМЗ-409, когда его холостой ход не равномерен, по ощущениям он не развивает достаточной мощности и повышается расход бензина, как правило, могут возникать по причине неисправности одной или нескольких форсунок, электробензонасоса, свечи зажигания одного или нескольких цилиндров, или подсоса воздуха.
Для самостоятельной диагностики и устранения возможной неисправности нужно запустить двигатель и прогреть его до оборотов холостого хода. Затем подойдя к выхлопной трубе, прислушаться к звуку выхлопа, он должен быть ровным и одного тона, если прослушиваются хлопки, то надо принимать меры.
Диагностика и устранение неисправностей при перебоях в работе ЗМЗ-409.
Хлопки в выхлопе через нерегулярные промежутки времени.
Хлопки через нерегулярные промежутки времени могут возникать по причине загрязнения распылителей форсунок, сильного износа или загрязнения свечей зажигания. В этом случае можно попробовать заменить весь комплект свечей зажигания, в независимо от пробега автомобиля и их внешнего вида. Если это не помогло, то дело может быть в форсунках или других элементах системы управления двигателем, поэтому для устранения неисправности лучше сделать ее полную диагностику.
Хлопки в выхлопе через регулярные промежутки времени.
Хлопки через регулярные промежутки времени свидетельствуют о том, что один из цилиндров работает со сбоями из-за : неисправности свечи зажигания или отсутствия на ней искры, неисправности форсунки, подсосе воздуха в один из цилиндров или значительном снижении компрессии в нем.
Если хлопки регулярны, то после остановки двигателя и прежде всего надо проверить состояние высоковольтных проводов системы зажигания, их изоляция не должна быть повреждена, а наконечники проводов не должны быть окислены. Если повреждения проводов при визуальном осмотре не выявлены, то надо выполнить следующие действия.
1. Снять наконечники высоковольтных проводов, вывернуть свечи зажигания и осмотреть их, если свеча черная и влажная, то значит она неисправна и ее надо заменить. Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,70-0,85 мм.
Если все свечи выглядят исправными, то установить их на место. Подсоединить высоковольтные провода согласно маркировке по порядку работы цилиндров двигателя 1-3-4-2, нумерация цилиндров ведется от шкива коленчатого вала двигателя.
2. Взять запасную свечу и любым способом зафиксировать ее на двигателе. Надежный контакт корпуса или резьбовой части свечи с массой необязателен, но очень желателен. Не стоит крепить свечу зажигания к маслоналивной горловине, маслоизмерительному щупу, элементам системы питания топливом и тому подобное.
Подсоединить высоковольтный провод с первого цилиндра к запасной свече и запустить двигатель. Если перебои в работе двигателя не усилились, то заменить свечу в первом цилиндре на заведомо исправную. Если перебои усилились, то последовательно повторить процедуру со всеми цилиндрами, чтобы выявить неисправную свечу.
Если в результате предпринятых действий перебои двигателя не устранены, то надо проводить полную диагностику системы зажигания и замер компрессии в цилиндрах. Нормальная компрессия — более 1,1 МПа (11 кгс/см2), разница более 0,1 МПа (1 кгс/см2) в одном цилиндре уже свидетельствует о необходимости ремонта двигателя.
3. Для устранения подсоса воздуха надо проверить целостность шлангов и затяжку их хомутов, подтянуть все гайки крепления впускной трубы и выпускного коллектора или заменить их прокладки на новые.
Подсос воздуха в двигателе ЗМЗ-409 может происходить и через вакуумный усилитель тормозов. Для проверки надо снять шланг соединяющий вакуумный усилитель с двигателем, надежно его заглушить и затем запустить двигатель. Если перебои в работе двигателя прекратились, то значит требуется диагностика вакуумного усилителя тормозов.
Если перебои в работе двигателя продолжаются, то можно попробовать облить снаружи шланг жидкостью типа WD-40. Если перебои в работе двигателя хотя бы на короткий промежуток времени прекращаются, то значит возможно где то в шланге есть разрыв и его лучше заменить.
auto.kombat.com.ua
Датчик давления топлива (ДДТ)
Применяется для передачи в ЭБУ информации о давлении в топливной системе. ДДТ монтируются на разные типы моторов, работающие как на бензине, так и на дизеле (с Common Rail). Место монтажа — топливная рампа силового агрегата.
Задача ДДТ состоит в поддержании давления на необходимом уровне и обеспечение нормальной работоспособности силового агрегата. При этом обеспечивается нормальная мощность и уровень шума. Иногда в машине ставится два датчика — высокого / низкого давления.
ДДТ имеет простое устройство:
- сенсорный компонент (мембрана из металла);
- тензорезистор (элемент, который деформируясь приводит к изменению своего электрического сопротивления).
Чем больше толщина мембранной части, тем более высокое давление способен выдержать ДДТ.
Что касается тензорезисторов, они нужны для преобразования механических действий в электрическую команду. В нормальном режиме на выходе формируется напряжение от 0 до 80 мВ.
При превышении этого параметра срабатывает специальный клапан в топливной системе, обеспечивающий нормализацию давления.
Поломка ДДТ проявляет себя следующими признаками:
- зажигание лампы Check Engine на «приборке» (P0191 в сканере);
- перерасход горючего;
- трудности с запуском силового агрегата;
- потеря мощности мотора;
- отключение на ХХ;
- течь горючего из топливных шлангов / рампы.
При появлении любого из указанных симптомов желательно проверить ЭБУ на наличие ошибок.
К причинам поломки ДДТ стоит отнести:
- повреждение внутренних элементов датчика;
- неисправность проводки;
- загрязнение сетки на регуляторе из-за попадания мусора в горючее, к примеру, когда топливный фильтр не справился с работой;
- износ / клин запирающего элемента внутри регулятора давления;
- неполное прилегание кожуха ДДТ к рейке;
- поломка ЭБУ.
Для проверки старых датчиков достаточно было пережать на некоторое время «обратку» подачи горючего на холодном моторе. Если мотор перестает троить, значит, проблем в ДДТ.
На новых устройствах нужно измерить напряжение, которое должно быт около 5 В.
Также стоит проверить напряжение между «минусом» фишки (черный провод) и «плюсом» АКБ (красный провод). Если напряжение около 12 В, значит, ДДТ исправен. При проверке манометром давление должно быть на уровне около 2,5-3 атм.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
Назначение ДПКВ состоит в обеспечении нормальной работы двигателя путем формирования сигнала с информацией о позиции зубчатого диска на коленвалу. ЭБУ принимает данные, после чего дает команду двигателю.
С его помощью принимается решение, в какой из цилиндров направить горючее, и какая свеча должна сработать.
По конструкции ДПКВ имеет много общего с магнитом с тонким проводом.
Неисправность рассматриваемого датчика можно распознать по следующим признакам:
- детонация при активном разгоне;
- самопроизвольное снижение / повышение оборотов;
- трудности с пуском силового агрегата или невозможность завести машину;
- нестабильность работы на ХХ;
- остановка двигателя из-за потери синхронизации искры и подачи горючего;
- перевод машины в аварийный режим со снижением максимальных оборотов до 3-5 тысяч и зажиганием лампочки ошибки P0336 двигателя.
К причинам поломки ДПКВ стоит отнести:
- Повреждение диска синхронизации, его загрязнение или износ.
- Нарушение расстояния между синхронизирующим диском и сердечником. Нормальное значение — 0,5-1,5 мм. Причиной проблемы может быть неправильная установка, загрязнение зазора между этими устройствами, отклонение от заявленных требований во время ремонта.
- Повреждение отмотки. Иногда происходит из-за окисления, вибрационных процессов, нарушения целостности сердечника и т. д.
- Низкое качество контакта, повреждение провода. Причиной может быть плохое качество соединения фишки, перелом и т. д.
- Выход из строя светодиода. Неисправность актуальна для старых авто, где установлены элементы поглощения света.
В случае частичной или полной поломки ДПКВ отремонтировать устройство невозможно из-за отсутствия доступа внутрь корпуса. Вот почему единственный выход — замена устройства.
Для принятия решения нужно знать, как определить неисправность ДПКВ, это можно сделать тремя способами:
- Измерение сопротивления. Берите мультиметр, установите его на измерение Ом и проверьте показания. Нужный параметр должен быть на уровне 500-700 Ом. На этом этапе проверьте сопротивление изоляции для проводов. Этот показатель должен быть на уровне от 500 кОм и выше.
- Применение осциллографа. Заведите мотор, подключите устройство к выводам ДПКВ и настройте программу. По рисунку можно сделать вывод об исправности датчика. Для проверки поводите возле устройства каким-то металлическим предметом, если осциллограмма меняется, значит, ДПКВ исправен.
- Проверка индуктивности. Для вычисления параметра нужен мегаомметр, вольтметр, прибор для измерения индуктивность и сетевой трансформатор. Оптимальный параметр должен быть на уровне 200-400 мГн.
При проверке обязательно сканируйте ЭБУ с помощью сканера, что позволит вовремя выявить ошибки.
Также читайте: как проверить датчик коленвала тестером и мультиметром.
Сложные неисправности, требующие руки специалиста
Неурядицы, для исправления которых нужны специфические знания, профессиональное оборудование для диагностики. Они априори становятся поводом для визита в СТО. Как правило, на первом месте в реестре таких неполадок – порча или «глюк» электроники, проблемы с питанием и зажиганием. Тут уже речь идёт не о расходниках, например, свечах, фильтрах, а об узлах и деталях. Рассмотрим эти неполадки подробнее.
- Внезапная поломка узла зажигания, когда начинаются обширные пропуски по цилиндрам, мотор троит, утрачивает прежний ритм функционирования.
- Сбились фазы ГРМ, нарушилась синхронная работа механизма ГРС, преждевременно открываются клапаны. Такие неполадки возникают большей частью из-за ошибок в результате замены ремня, когда последний перескакивает. Если установлена цепь, то возможна её поломка.
- На форсунки не подаётся управляющий сигнал или делается это с перебоями. В итоге открывается форсунка несвоевременно, появляются сложности с воспламенением.
- Выходит из строя ТНВД. Эта неисправность не проявляется внезапно, является результатом снижения производительности насоса высокого давления, хотя если повреждается электрическая провода, то возможно и неожиданное возникновение неполадки. Что касается постепенного снижения производительности, то со временем насос начинает качать горючее слабо, давления не хватает для работы мотора в других режимах.
- Загрязнение форсунок тоже происходит со временем. Особенно актуально, если заправка осуществляется на непроверенных АЗС, и качество топлива остаётся под вопросом. Вообще, в наших условиях чистка форсунок должна осуществляться каждые 30 тысяч километров пробега.
- В инжекторном двигателе имеется невероятно большое количество датчиков. Их некорректная работа может повлиять на состав ТВС, что в итоге приводит к нестабильной работе самого мотора, и соответственно, падению оборотов.
- Система рециркуляции в дизельных инжекторах влияет на производительность двигателя тоже. Одновременно с этим проверяется работа катализатора и других систем. Например, грязный катализатор плохо отводит выхлопные газы, и двигатель просто «задыхается», он не в состоянии повышать обороты, когда это требуется.
Ну и конечно, самая распространённая причина, приводящая к снижению оборотов ДВС, потере мощности и другим проблемам – отсутствие достаточной компрессии. Возникает она вследствие износа элементов поршневой группы двигателя. В итоге уменьшается внутреннее давление, часть нужной энергии попросту расходуется в никуда.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Плохо развивает обороты. Иногда глохнет при начале движения. Упала мощность.
- Не могу завести Волгу – 2 ответа
- Плохо едет пока не прогреется ГАЗ 3110 – 2 ответа
- Почему не тянет движок, ГАЗ 3110? – 2 ответа
- Как часто отказывают элементы системы питания в ГАЗ 3110? – 1 ответ
- Пропала тяга в ГАЗ 3110 – 1 ответ
Для начала я бы обратил внимание на РХХ и на ДПДЗ. И не мешало бы проверить метки ГРМ(пробег наверное уже большой — натяжители цепи у этих моторов — так себе, никакие)
Если неровно работает на ХХ, то проверяйте катушки(они на этом моторе иногда с новья уже неисправны — слабое место).
Для начала проверьте давление топлива — похоже оно низкое
Датчик массового расхода воздуха первый под подозрением.
Еще больше полезных советов в удобном формате
Источник
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
В функции ДМРВ входит измерение объема воздуха, всасываемого силовым агрегатом. Это параметр измеряется в кг/час.
В большинстве автомобилей местом установки является коллектор впуска или поверхность воздушного фильтра.
Конструктивно датчик очень прост, поэтому вероятность его поломки небольшая. Но иногда он может фиксировать и выдавать ложные сигналы.
Важно учесть, что на работу ДМРВ сильно влияет воздушный фильтр. В случае его загрязнения повышается риск попадания мусора и внутрь датчика
Как результат, устройство выдает неправильные данные.
Проблема может иметь место при наличии на авто фильтра нулевого сопротивления или при его отсутствии.
Некоторые автомобили с установленными ДМРВ не рекомендуется подвергать тюнингу в вопросе повышения мощности двигателя. Как правило, это касается ВАЗ, которые пытаются «разогнать» до 150-160 «лошадей».
В таком случае датчик начинает работать неправильно, ведь он не рассчитан на такой объем проходящего через него воздушного потока.
В стандартных моторах ВАЗ показания ДМРВ на ХХ должны быть на уровне 8-10 кг/час. У похожих по мощности / конструкции силовых агрегатов значения должны быть приблизительно такими же или немного измененными.
Поломку датчика можно распознать по ряду симптомов:
- сбои в работе силового агрегата, к примеру, колебания ХХ;
- трудности с пуском;
- ухудшение динамики транспортного средства;
- неприятный запах из выхлопной трубы;
- нестабильность ХХ при нагреве до 70 градусов;
- провалы в процессе набора скорости, «троение»;
- хлопки в коллекторе впуска / глушителе.
ДМРВ имеет повышенную чувствительность, и его самостоятельная чистка не рекомендуется. Во избежание поломок этого узла необходимо чаще менять воздушный фильтр, только в таком случае устройство прослужит больше времени.
К причинам выхода из строя ДМРВ чаще всего относятся:
- появление зазора в воздушном фильтре, из-за чего в датчик попадают частички грязи;
- выход из строя самого устройства из-за естественного износа;
- появление трещин в соединительном шланге ДМРВ;
- износ поршневых сальников или колец, что приводит к избытку масла картерных газов (как результат, пленка забивает контролирующий узел).
Для диагностики ДМРВ необходимо снять устройство и проверить целостность платиновых нитей.
Как вариант, просто отключите питание от датчика и запустите мотор. Если число оборотов выросло выше 1500 об/мин, это свидетельствует о поломке.
На некоторых моделях достаточно проверить напряжение, которое должно быть на уровне 0,9-1,4 В.
Больше про датчик массового расхода воздуха, признаки поломок и способы их устранения autotopik.ru/diagnostika-neispravnostei/datchik-massovogo-raskhoda-vozdukha-priznaki-neispravnosti.html.