Неисправности, когда требуется снятие и установка ГБЦ
Существует ряд неисправностей, по причине которых ГБЦ ВАЗовской «шестёрки» приходится демонтировать с автомобиля для дальнейшей диагностики или ремонта. Остановимся на них детальнее.
Прогорела прокладка
О том, что прокладка ГБЦ вышла из строя (прогорела или её пробило), свидетельствуют следующие признаки:
- появление подтёков или прорыв газов на стыке между блоком двигателя и головкой. При таком явлении в работе силовой установки появляются посторонние шумы. При разрыве внешней оболочки уплотнителя могут появляться следы смазки или охлаждающей жидкости (ОЖ);
- образование эмульсии в моторном масле. Происходит такое при попадании охлаждающей жидкости через прокладку в масло либо при образовании трещины в БЦ;
Образование эмульсии свидетельствует о попадании ОЖ в масло
- появление белого дыма из системы выхлопа. Белый выхлоп возникает при попадании ОЖ в камеру сгорания мотора. В такой ситуации уровень жидкости в расширительном бачке постепенно снижается. Несвоевременный ремонт может привести к гидроудару. Гидроудар — неисправность, которая вызвана резким повышением давления в подпоршневом пространстве;
Если прокладка повреждена и охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, из выхлопной трубы будет идти густой белый дым
- попадание смазки и/или отработавших газов в систему охлаждения двигателя. Выявить попадание смазки в ОЖ можно по наличию масляных пятен на поверхности жидкости в расширительном бачке. Кроме этого, когда нарушается герметичность прокладки, в бачке могут появиться пузыри, свидетельствующие о проникновении в систему охлаждения отработавших газов.
Появление пузырьков воздуха в расширительном бачке свидетельствует о попадании отработавших газов в систему охлаждения
Видео: повреждение прокладки ГБЦ
Повреждение привалочной плоскости ГБЦ
К образованию дефектов привалочной поверхности головки блока могут приводить такие причины:
- продолжительная работа силового агрегата;
- перегрев мотора;
- некачественная охлаждающая жидкость.
Дефекты такого рода устраняются путём обработки плоскости, с предварительным демонтажем головки.
Повреждение привалочной плоскости на примере ГБЦ «Калины»
Трещины в головке блока
Основными причинами, которые приводят к появлению трещин в ГБЦ, являются перегрев мотора, а также неправильная затяжка крепёжных болтов при монтаже. В зависимости от характера повреждений головку можно отремонтировать с помощью аргоновой сварки. При серьёзных дефектах ГБЦ придётся заменить.
Перегрев мотора может привести к появлению трещины на ГБЦ
Износ направляющих втулок
При большом пробеге двигателя или применении некачественного моторного масла, направляющие втулки клапанов изнашиваются, что приводит к нарушению герметичности между седлом и тарелкой клапана. Основным признаком такой неисправности является повышенный расход масла, а также появление сизого дыма из выхлопной трубы. Проблема устраняется путём замены направляющих втулок.
Износ сёдел клапанов
Сёдла клапанов могут изнашиваться по нескольким причинам:
- использование низкокачественного топлива;
- большой пробег двигателя;
- неправильная установка зажигания.
Неисправность решается правкой либо заменой сёдел. Кроме этого, в обязательном порядке проверяется система зажигания.
Дефекты седла приводят к неплотному прилеганию клапана и потере герметичности камеры сгорания
Облом свечи зажигания
Довольно редко, но бывает, что в результате чрезмерной затяжки свечи, деталь обламывается на резьбе в свечном отверстии. Чтобы извлечь остатки свечного элемента ГБЦ, требуется демонтировать и подручными инструментами выкручивать резьбовую часть.
Неисправности ЦПГ
При неполадках цилиндропоршневой группы двигателя, головку блока также приходится снимать. К наиболее распространённым поломкам ЦПГ относятся:
- повышенный износ цилиндров, колец и поршней;
- повреждение поршня;
- залегание колец.
При чрезмерном износе цилиндров двигатель полностью разбирают для замены поршневой группы, а также для расточки внутренней полости цилиндров на станке. Что касается повреждения самих поршней, то они хоть и нечасто, но прогорают. Всё это приводит к необходимости демонтажа ГБЦ и замены неисправных деталей. При залегании колец нормальная работа цилиндра и двигателя в целом становится невозможной.
При залегании колец нормальная работа двигателя нарушается
Неисправности, когда требуется снятие и установка ГБЦ
Существует ряд неисправностей, по причине которых ГБЦ ВАЗовской «шестёрки» приходится демонтировать с автомобиля для дальнейшей диагностики или ремонта. Остановимся на них детальнее.
Прогорела прокладка
О том, что прокладка ГБЦ вышла из строя (прогорела или её пробило), свидетельствуют следующие признаки:
- появление подтёков или прорыв газов на стыке между блоком двигателя и головкой. При таком явлении в работе силовой установки появляются посторонние шумы. При разрыве внешней оболочки уплотнителя могут появляться следы смазки или охлаждающей жидкости (ОЖ);
- образование эмульсии в моторном масле. Происходит такое при попадании охлаждающей жидкости через прокладку в масло либо при образовании трещины в БЦ;
Образование эмульсии свидетельствует о попадании ОЖ в масло
- появление белого дыма из системы выхлопа. Белый выхлоп возникает при попадании ОЖ в камеру сгорания мотора. В такой ситуации уровень жидкости в расширительном бачке постепенно снижается. Несвоевременный ремонт может привести к гидроудару. Гидроудар — неисправность, которая вызвана резким повышением давления в подпоршневом пространстве;
Если прокладка повреждена и охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, из выхлопной трубы будет идти густой белый дым
- попадание смазки и/или отработавших газов в систему охлаждения двигателя. Выявить попадание смазки в ОЖ можно по наличию масляных пятен на поверхности жидкости в расширительном бачке. Кроме этого, когда нарушается герметичность прокладки, в бачке могут появиться пузыри, свидетельствующие о проникновении в систему охлаждения отработавших газов.
Появление пузырьков воздуха в расширительном бачке свидетельствует о попадании отработавших газов в систему охлаждения
Видео: повреждение прокладки ГБЦ
Повреждение привалочной плоскости ГБЦ
К образованию дефектов привалочной поверхности головки блока могут приводить такие причины:
- продолжительная работа силового агрегата;
- перегрев мотора;
- некачественная охлаждающая жидкость.
Дефекты такого рода устраняются путём обработки плоскости, с предварительным демонтажем головки.
Повреждение привалочной плоскости на примере ГБЦ «Калины»
Трещины в головке блока
Основными причинами, которые приводят к появлению трещин в ГБЦ, являются перегрев мотора, а также неправильная затяжка крепёжных болтов при монтаже. В зависимости от характера повреждений головку можно отремонтировать с помощью аргоновой сварки. При серьёзных дефектах ГБЦ придётся заменить.
Перегрев мотора может привести к появлению трещины на ГБЦ
Износ направляющих втулок
При большом пробеге двигателя или применении некачественного моторного масла, направляющие втулки клапанов изнашиваются, что приводит к нарушению герметичности между седлом и тарелкой клапана. Основным признаком такой неисправности является повышенный расход масла, а также появление сизого дыма из выхлопной трубы. Проблема устраняется путём замены направляющих втулок.
Износ сёдел клапанов
Сёдла клапанов могут изнашиваться по нескольким причинам:
- использование низкокачественного топлива;
- большой пробег двигателя;
- неправильная установка зажигания.
Неисправность решается правкой либо заменой сёдел. Кроме этого, в обязательном порядке проверяется система зажигания.
Дефекты седла приводят к неплотному прилеганию клапана и потере герметичности камеры сгорания
Облом свечи зажигания
Довольно редко, но бывает, что в результате чрезмерной затяжки свечи, деталь обламывается на резьбе в свечном отверстии. Чтобы извлечь остатки свечного элемента ГБЦ, требуется демонтировать и подручными инструментами выкручивать резьбовую часть.
Неисправности ЦПГ
При неполадках цилиндропоршневой группы двигателя, головку блока также приходится снимать. К наиболее распространённым поломкам ЦПГ относятся:
- повышенный износ цилиндров, колец и поршней;
- повреждение поршня;
- залегание колец.
При чрезмерном износе цилиндров двигатель полностью разбирают для замены поршневой группы, а также для расточки внутренней полости цилиндров на станке. Что касается повреждения самих поршней, то они хоть и нечасто, но прогорают. Всё это приводит к необходимости демонтажа ГБЦ и замены неисправных деталей. При залегании колец нормальная работа цилиндра и двигателя в целом становится невозможной.
При залегании колец нормальная работа двигателя нарушается
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 (21099)
На всех карбюраторных автомобилях семейства 2108-09-099 заменить прокладку головки блока достаточно просто, сначала снимаем ГБЦ:
- отсоединяем аккумуляторную клемму (массовый провод) сливаем тосол;
- снимаем корпус воздушного фильтра;
- с клапанной крышки сдергиваем шланг вентиляции картера, предварительно раскрутив хомут;
- как и на «Классике», отсоединяем от карбюратора: трос газа, тросик подсоса, от бензонасоса бензиновый шланг;
- снимаем все патрубки с ГБЦ – вакуумного усилителя, радиатора, печной шланг;
- откручиваем гайки крепления приемной трубы, к ним можно подлезть сверху, из-под капота;
- снимаем кожух ремня ГРМ;
- демонтируем клапанную крышку (2 гайки);
- откручиваем болт крепления распредшестерни;
- ослабляем крепление натяжного ролика, скидываем ремень и саму шестерню;
- откручиваем болт крепления железного кожуха ГРМ к ГБЦ;
- отворачиваем десять болтов ГБЦ, остальное можно не снимать (карбюратор, трамблер и впускной коллектор остаются на месте).
На этом снятие ГБЦ закончено, прокладку меняем, зачистив тщательно поверхности ГБЦ и блока. Метки устанавливается следующим образом:
- метки распредвала совмещаются по левому краю ГБЦ (как на картинке);
- метки коленвала совмещаются на маховике (в окошке картера КПП).
После произведенной замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 заливаем тосол и запускаем двигатель, по мере прогрева мотора добавляем охлаждающую жидкость в расширительный бачок, следим за температурой движка.
Как производится замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ-ВАЗ-2107
Без правильно работающего двигателя не поедет ни одна машина, и, к сожалению, практика показывает, что именно на двигатель приходится большинство поломок ВАЗ-2107. Найти качественные составляющие двигателя для отечественных авто сложно, но есть способ, который позволит минимизировать частоту неисправностей – вовремя менять своими руками прокладку головки блока цилиндров (ГБЦ).
Случаи, когда нужно осуществить замену прокладок головки ГБЦ
Замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ-2107 требуется в обязательном порядке в ряде случаев:
Если имеются повреждения около камер сгорания – к этой неприятной ситуации приводит перегрев двигателя
Когда барахлит система охлаждения, а водитель предпочитает не обращать внимание на неисправность и откладывает ремонт в долгий ящик, оставляет желать лучшего состояние блока цилиндра и его головки.
Замечена течь тосола или охлаждающей жидкости – поломка часто сопровождается некорректной работой вентилирующего устройства, термостата, банальной утечкой вещества из шлангов.
Присутствует утечка моторного масла. Если замечены следы утечки масла снаружи, значит, плохо прилегает прокладка
Затяните болты головки, если это не помогает, тогда придется заменить прокладку ГБЦ своими руками.
Пошаговое руководство по замене прокладки ГБЦ ВАЗ-2107
Чтобы заменить прокладку ГБЦ в ВАЗ-2107, следует произвести такие манипуляции:
- Начальный этап предполагает демонтаж фильтра, фильтрующего поступающие воздушные потоки. Если в ВАЗ-2107 обустроен карбюратор, сделать это проще, чем произвести те же работы при наличии инжектора. Ваша задача – открутить и разобрать все детали целой системы, только так удастся добраться до ГБЦ.
- Извлеките карбюратор.
- Выкрутите абсолютно все патрубки, которые остаются на виду.
- Избавьтесь от крышки ГБЦ, отсоединив крепежи. Отложите гайки и фиксаторы в сторону, не потеряйте, иначе собрать механизм в единое целое не получится.
- Подставьте под шланг емкость и аккуратно слейте оставшуюся в автомобиле охлаждающую жидкость.
- Защитите свое здоровье от поступления электрического тока, демонтировав АКБ.
- Отложите крышку от распределителя зажигания в сторону.
- Вытащите с карбюратора шланги – один, отвечающий за подогрев, и второй, идущий от регулятора вакуумного формата, который распределяет зажигание.
- Демонтируйте воздухосборник и уберите тягу заслонки дроссельного типа.
- С головки блока цилиндров ВАЗ-2107 своими руками снимите датчик, контролирующий температурный режим.
- Соедините между собой показатели на звездочке привода распределительного вала с разметкой, находящейся на корпусе подшипникового устройства распредвала. Этот простой прием позволит избежать повторного монтажа распределяющей фазы в момент сборки.
- Далее разогните в разные стороны края шайбы фиксации звездочки и выкрутите болт. Звезда пусть остается на своем месте.
- На половину оборота ослабьте гайку натяжителя и при помощи отвертки отожмите башмак. По мере ослабления цепи затяните крепеж снова.
- Осталось отсоединить болт, удерживающий звездочку, и снять ее. Во избежание падения цепи ГРМ придерживайте ее мягкой проволокой.
- Снимите с подшипника, находящегося на распределительном вале, корпусную основу, и отсоедините гайки головки блока цилиндров ВАЗ-2107.
- Когда крышка головки легко снимается, расположите новую прокладку.
- Соберите составляющие в единое целое, следуя обратному порядку предложенной инструкции.
- Откорректируйте работу клапанов.
Какая прокладка ГБЦ лучшая
Уплотняющая прокладка служит для укрепления каналов охлаждения двигателя и хорошо сохраняет масляные каналы в цилиндрах, на которые возложена газораспределительная функция. Поэтому экономить на прокладке ГБЦ не стоит. Если деталь некачественная, может произойти прорыв между каналом охлаждающей системы и дренажными канальцами смазочной системы. Бывает прорыв, находящийся в месте соединения канала системы охлаждения и цилиндра.
В автомагазинах продаются такие виды прокладок ГБЦ, предназначенных для монтажа в ВАЗ-2107:
- Асбестовые – предполагают сопутствующий ремонт двигателя. Преимуществами материала являются термостойкость, повышенная упругость, хорошие характеристики эластичности.
- Безасбестовые изделия тоже удобны в эксплуатации, и все благодаря минимальным усадкам и прекрасным восстанавливающим свойствам.
- Металлические – считаются лучшими среди всех других уплотнителей ГБЦ. Суть в том, что давление распределяется равномерно по всему блоку.
Видео, как осуществляется замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ-2107 своими руками, можно посмотреть ниже:
Почему нужно соблюдать момент затяжки
Установка новых болтов производится с соблюдением схемы и момента затяжки
Важно соблюдать инструкции по следующим причинам:
- неправильная последовательность приведет к деформации средней части блока;
- от чрезмерного усилия возникают трещины в металле ГБЦ;
- недостаточная затяжка может привести к необходимости капитального ремонта двигателя.
Для того чтобы точно и правильно выполнить эту работу, вам потребуется иметь под рукой динамометрический ключ. Этот инструмент позволит вам соблюсти момент затяжки. Его не способен заменить обычный газовый ключ, так как вы не сможете определить с его помощью, усилие в какое количество килограммов было приложено к винту. Если вы часто ремонтируете автомобиль своими силами, этот специальный инструмент лучше всего купить. Для разового использования его лучше арендовать на ближайшем СТО.
Установка ГБЦ
Когда ремонт головки блока завершён либо заменена прокладка, механизм необходимо установить на место. Монтируется ГБЦ с помощью таких инструментов:
Порядок действий по установке таков:
Выбраковка болтов ГБЦ
Болты, удерживающую головку блока, при каждом демонтаже узла рекомендуется менять. Однако делают это довольно редко и ограничиваются обычным осмотром резьбы. Если она в порядке, то болты используют повторно. Нужно учитывать, что новый болт имеет размер 12*120 мм. Если же длина существенно отличается или крепёж при попытке его вкручивания в блок цилиндров идёт с трудом, то это может свидетельствовать о растяжении и необходимости замены болта. При затяжке ГБЦ заведомо растянутым болтом есть вероятность его обрыва.
Если с ГБЦ ВАЗ 2106 возникли неисправности, вследствие чего нарушилась нормальная работа силового агрегата, устранить неполадку можно самостоятельно без посещения автосервиса. Для этого необходимо подготовить соответствующий инструмент, ознакомиться и следовать пошаговым инструкциям.
Источник
Прогар прокладки между двумя соседними камерами сгорания
Прогар прокладки между 2 и 3 цилиндром. Ожидаемо, так как компрессия в них упала.
Отдельно стоит отметить случай, когда прокладка прогорает между двумя соседними камерами сгорания. Явных, визуальных признаков такого прогара нет.
Зато есть симптомы, говорящие о прогаре такого характера — снижение мощности двигателя, высокий расход топлива, трудный пуск при полностью исправных системах зажигания, питания и отрегулированном газораспределительном механизме.
Диагностика
Замер компрессии
В случае пробоя прокладки компрессия в двух соседних цилиндрах будет на порядок ниже номинальной, что говорит о пробое.
В этом случае при замене прокладки стоит внимательно изучить место прогара, возможно, там появилась раковина или микротрещина, а она и дальше будет вызывать прогар прокладки именно в этом месте.
Рекомендуем: Особенности регулировки и настройки зажигания ВАЗ-2106
На нашем сайте вы найдете:
- актуальную информацию о Ладе, новинки в производстве и новости, касающиеся марки;
- статистические данные о продажах и месте российского автопрома как на местном, так и на международном рынке;
- полезные советы по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей ВАЗ;
- всю самую важную информацию, которая поможет вам при ремонте автомобилей ВАЗ;
- обзоры самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются машины.
Если у вас возникли вопросы, касающиеся ремонта вашего авто, материалов и запчастей для него, вы можете получить консультацию специалиста. Для этого перейдите в раздел КОНТАКТЫ и отправьте свой вопрос.Это и многое другое об особенностях отечественных машин вы найдете на нашем портале ОЛАДЕ.РУ
Руководство по ремонту
Любое руководство по ремонту данного узла подразумевает его демонтаж и установку. Если вы не знаете, как снять ГБЦ, то может более подробно почитать об этом в нашей статье. Обо всех остальных способах ремонта вы можете узнать ниже.
Замена клапанов ГБЦ
Процедура рассухаривания и замены клапанов по статистике чаще всего проводится на старых отечественных авто и иномарках. Но она является актуально и для более новых машин как российского, так и зарубежного производства. Для этого вы должны знать, как минимум, как происходит снятие и установка головки блока цилиндров. Чтобы заняться рассухариванием, следует купить специальный прибор, который так и называется — рассухариватель. Он может иметь разную конструкцию для определенной модели машины.
Если рассухаривателя у вас нет, то можно воспользоваться обычной металлической трубкой. Диаметр трубы должен составлять около 2 см. Под клапан следует подставить опору в камере сгорания. Головку БЦ поставьте на пол. Затем подставьте трубку на верхнюю часть клапана, ударьте по ней молотком. Ударив несколько раз, так называемые сухари рассыпятся и освободят пружинку. Пружинки демонтируются, после чего вынимаются сами клапаны. Их замена и установка происходит в обратной последовательности.
Замена втулок
Замена втулок осуществляется в том случае, когда эти элементы отработали свой ресурс эксплуатации. Для демонтажа следует использовать специальную оправку. Втулки без проблем демонтируются, мы рекомендуем покупать новые втулки диаметром на 0.05 см больше родных.
Для установки новых втулок вам потребуется:
- оправка для установки;
- смазка (можно использовать обычное моторное масло);
- молоток.
ГБЦ устанавливается на подставку, а втулки смазываются смазкой. ГБЦ желательно нагреть до 100 градусов, для этого можно использовать электрическую плитку. Чтобы втулки еще легче вошли, можно поместить их на тридцать минут в морозильную камеру (до того, как смазать маслом). Когда все втулке заменены, нужно подождать какое-то время, пока головка остынет. Необходимо, чтобы клапаны не болтались, но и не заедали, в противном случае ремонт ГБЦ будет бесполезным.
Притирка клапанов
Если вы уже знаете, как осуществляется снятие и установка головки блока цилиндров, то завершающим этапом ремонта будет притирка клапанов и проверка герметичности прокладки. После замены данных элементов их притирка делается с той целью, чтобы эти элементы наиболее плотно прилегали к седлам.
Вам необходимо будет приобрести притирочную пасту, затем этим веществом нужно обработать клапан со всех сторон. После этого клапан устанавливается в головку.
Затем клапан необходимо будет вращать, для этого можно воспользоваться одним из наиболее актуальных методов.
- Первый метод — дедовский. Можно использовать кусочек шланга, который должен подходить под диаметр клапана. Шланг зажимается между ладонями и вращается сначала в одну, потом в другую сторону, поочередно. Такой метод является не особо удобным, ведь он был актуален не менее 30 лет назад.
- Современный метод. Чтобы облегчить этот процесс, можно использовать специальное приспособление для притирки элемента, продается в любом автомобильном магазине. Таким образом притереть клапан будет гораздо легче.
Чтобы понять, что клапан достаточно притерся, необходимо оценить визуально поверхность места установки и торцевой части клапана. Она должна быть матовой и непрерывной.
Что касается герметичности ГБЦ, то после замены прокладки этому моменту также следует уделить внимание. Герметичность проверяется путем залива керосина или топлива во впускной и выпускной коллекторы
Если все сделано качественно, то в течении 5-7 минут из под клапанов ГБЦ не будет вытекать жидкость, это является показателем.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ-классика на двигателе с цепным приводом – работа в целом достаточно простая, основную сложность составляет совмещение меток коленвала и распредвала при сборке. Если метки выставить неправильно, мотор нормально работать не будет, или может вообще не завестись
Менять ПГБЦ на «Классике» можно без ямы или подъемника, перед выполнением работ следует подготовить необходимый инструмент и емкость под слив охлаждающей жидкости. Из инструмента потребуется:
- набор автомобильных ключей;
- шлицевые и крестовые отвертки;
- плоскогубцы;
- вороток с удлинителем;
- головка на 19 (под болты старого образца) или многогранная головка на 12 (под болты нового образца);
- молоток;
- монтировка.
Замену ПГБЦ на двигателях 2101/03/06 производим следующим образом (на карбюраторном двигателе):
- выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу и на ручной тормоз;
- снимаем клемму с аккумулятора;
- сливаем тосол с радиатора, также с блока цилиндров. Даже если охлаждающая жидкость ушла, все равно в радиаторе еще она еще осталась;
- откручиваем гайки крепление корпуса воздушного фильтра, убираем корпус в сторону;
- отсоединяем от карбюратора тягу газа, трос подсоса;
- освобождаем головку блока от водяных патрубков (радиатора и верхнего печного);
- скидываем шланг вакуумного усилителя тормозов;
- отворачиваем четыре гайки крепления приемной трубы глушителя;
- отсоединяем от головки высоковольтные провода;
- снимаем трамблер (его можно и не демонтировать, но он будет мешаться);
- отсоединяем от карбюратора бензиновый шланг;
- снимаем клапанную крышку, убираем ее в сторону;
- откручиваем болт с гранями 13 мм крепления ГБЦ;
- снимаем натяжитель цепи, отворачиваем крепление шестерни распредвала;
- скидываем цепь со звездочки (шестерни), цепочку можно уронить вниз, ее потом будет не трудно достать;
- откручиваем гайки распредвала (ключ на 13), снимаем вал,
- сдергиваем гайки крепления ГБЦ, выворачиваем болты и снимаем головку блока. Чтобы не растерять рокера, их с головки лучше снять.
После демонтажа головки тщательно защищаем поверхности блока и самой ГБЦ, на них не должно быть никаких неровностей. При сборке все детали устанавливаются на места, но есть некоторые особенности:
- чтобы установленная прокладка не скользила на поверхности блока (если в блоке нет направляющих), прокладку можно по всей поверхности аккуратно намазать литолом;
- перед монтажом ГБЦ устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ (в верхнюю точку);
- чтобы не доставать цепочку из поддона, можно закрепить цепь на башмаке;
- установив головку блока, размещаем рокера, убеждаемся, что все они сидят на своих местах;
- болты ГБЦ затягиваем равномерно, от середины, в несколько приемов, в порядке, как на рисунке внизу;
- распредвал выставляем так, чтобы он был выставлен по четвертому цилиндру (штифт на фланце находится почти напротив верхнего болта на корпусе, картинка внизу);
- после монтажа распредвала ставится звездочка с цепью, и тогда уже метки совмещаются точно, но сначала натяжителем необходимо натянуть цепь;
- перед установкой натяжителя его следует перезарядить – ослабить центральную колпачковую гайку, утопить плунжер, и эту гайку затянуть;
- после сборки и натяжки цепи метки ГРМ должны совпадать – риска на шкиве коленвала находится напротив большой риски крышки цепей;
- совмещение меток распредвала указаны внизу на рисунке стрелками;
- произведя сборку, заливаем тосол и запускаем двигатель, проверяем, как он работает.
Признаки и причины неисправности
Дать 100% гарантии того, что элемент вышел из строя, можно лишь при условии демонтажа и визуального осмотра. Обычно износ уплотнителя между БЦ и ГБЦ проявляется в виде симптомов, потенциально сообщающих о более серьезных неисправностях.
На практике замену выполняют на многих машинах. Преимущественно на авто, которые прошли солидный срок эксплуатации. Приведу несколько примеров:
- ВАЗ 2106;
- ВАЗ 2107;
- Ниссан Максима;
- Опель Зафира;
- Шевроле Нива;
- ВАЗ 2110;
- 2114;
- ВАЗ 2112;
- Дэу Нексия;
- Рено Логан;
- Ховер М4;
- Пежо 406;
- Рено 19;
- БМВ е39;
- УАЗ Хантер и пр.
Причем износ и пробой прокладки одинаково характерен для двигателей на 8 клапанов и на 16 клапанов. Принципиальной разницы в плане поведения прокладок БЦ между ними нет.
При этом стоимость новой детали может существенно отличаться в зависимости от марки, модели автомобиля и конкретного установленного двигателя.
Выделяют несколько причин, из-за которых требуется менять уплотнитель:
- в системе охлаждения оказалось масло;
- в масляную систему проникла жидкость охлаждения;
- антифриз попал внутрь камеры сгорания;
- в систему охлаждения поступают выхлопные газы.
Это все то, кто может происходить именно при нарушении герметичности между двумя основными конструктивными элементами двигателя.
Симптоматика при этом бывает следующая:
Багажники Montblanc: варианты конструкций, отзывы владельцев
- из системы охлаждения быстро уходит антифриз, но течь отсутствует;
- часто перегревается мотор;
- в картере повышается уровень масла;
- в расширительном бачке видно пузырьки;
- белый густой дым из выхлопа;
- цилиндры работают с перебоями;
- происходит быстрое изменение цвета жидкости охлаждения;
- мотор работает рывками;
- машина плохо разгоняется;
- повышается расход топлива и масла.
Симптоматика проявляется отдельно или комплексно, сочетая несколько признаков одновременно. Это не гарантия того, что можно обойтись малой кровью, просто заменив прокладку. Но вам точно придется демонтировать головку и проводить визуальную диагностику.
Советы по выбору материала прокладки
Часто возникает вопрос, какую прокладку ГБЦ лучше использовать – металлическую или паронитовую. На самом деле в продаже представлено три варианта, и у каждого есть свои особенности:
- Отличие железных прокладок ГБЦ – высокая прочность и износостойкость. Они долговечны, равномерно распределяют нагрузку, но при этом дорогие и на многие модели такой вариант не продается.
- Паронитовые прокладки ГБЦ отличает огнестойкость и упругость. В самых важных местах их усиливают металлическими элементами. При этом со временем их свойства ухудшаются. Изделия боятся перепадов температур и выделяют вредный асбест.
- Безасбестовые или композитные варианты – современное решение, отличающееся прочностью, хорошим прилеганием и длительным сроком службы. Они также усиливаются металлом там, где необходимо, что делает этот тип самым предпочтительным на сегодня.
Нет смысла выбирать между паронитом или металлом, гораздо проще и дешевле взять композитный вариант, который почти не имеет недостатков. При правильной установке он прослужит долгие годы.
Обнаружить, что прокладка ГБЦ пробита, намного проще, чем кажется на первый взгляд. Если знать основные признаки и проверять по рекомендациям специалистов, то в 99% случаев автовладелец сможет определить проблему самостоятельно. Главное – вовремя заменить прокладку.
Особенности замены ПГБЦ на заднеприводных ВАЗ
На автомобилях ВАЗ-классика устанавливаются двигатели моделей 2101, 2103, 2105 и 2106, и машины ВАЗ 2106/2107 могут комплектоваться любым из этих моторов. Принцип замены ПГБЦ на всей «Классике» практически одинаковый, с одной небольшой разницей – ДВС 2105 имеет ременную передачу, на всех остальных силовых агрегатах ВАЗ устанавливается цепь ГРМ.
Если датчик на щитке приборов показывает температуру выше нормы, вовсе не обязательно дело может быть в пробитой прокладке ГБЦ. Перегрев также происходит по следующим причинам:
- неисправен водяной насос (оборвана крыльчатка);
- не натянут или оборвался ремень генератора;
- не работает нормально термостат;
- не открывается клапан пробки радиатора.
Есть признаки, по которым можно определить, что ПГБЦ прогорела:
- на работающем двигателе из трубы глушителя идет белый густой дым (пар);
- тосол из радиатора уходит, но нигде не подтекает;
- моторное масло в картере побелело, то есть, охлаждающая жидкость попадает в масло;
- двигатель троит, работает на двух и трех цилиндрах;
- антифриз «выкидывает» из радиатора.